ДОП ДИЗАЙН КОСТЮМА 3 года

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Планируемые

результаты

освоения обучающимися

программы

«Дизайн

костюма»

3.

Учебный план

4.

График учебного процесса

5.

Программы учебных предметов

6.

Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы

«Дизайн костюма»

7.

Программа

деятельности

творческой,

методической

и

культурно-просветительской

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности в области изобразительного искусства «Дизайн
костюма» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Устава
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская
художественная школа»; Локальных нормативных актов МБУДО «Детская
художественная школа».
1.2. Направленность программы – художественная.
1.3. Программа определяет актуальность, педагогическую целесообразность, цели и
задачи, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса,
оценку качества подготовки и включает в себя: учебный план, содержание учебного
(тематического) плана, методическое обеспечение, материально-техническое
обеспечение, систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебнометодические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки
обучающихся.
1.4. Программа «Дизайн костюма» составлена с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: выявление одаренных
детей в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, дизайна
одежды; создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний,
умений и навыков в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства,
дизайна одежды; приобретение опыта творческой деятельности; овладение духовными
и культурными ценностями народов мира.
1.5. Программа «Дизайн костюма» ориентирована на: воспитание и развитие у
обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и
культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических
взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса
знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства; выработку у
обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с
программными требованиями учебной информации, умению планировать свою
домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.6. Срок освоения программы «Дизайн костюма» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 11,6 лет до 13 лет, составляет

1.

3 года.
Освоение программы «Дизайн костюма» завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
1.8. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных
представителей), а также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности, в ДХШ создана комфортная развивающая
образовательная среда, предоставляющая возможность: выявления и развития
одаренных обучающихся в области изобразительного искусства; организации
творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий
(выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров и
др.), организации посещений обучающимися учреждений культуры (выставочных
залов, музеев и др.); организации творческой и культурно-просветительской
деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства; использования в
образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших
достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и
образования; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Дизайн костюма» с учетом индивидуального
развития детей.
1.9. Учебные занятия осуществляются в форме групповых занятий численностью 6 10 человек.
1.10. Программа «Дизайн костюма» обеспечивается учебно- методической
документацией по всем учебным предметам.
1.11. Реализация программы «Дизайн костюма» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
1.12. Библиотечный фонд ДХШ укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов,
специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям
программы «Дизайн костюма». Библиотечный фонд помимо учебной литературы
включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
1.13. Материально-технические условия
реализации
программы «Дизайн
костюма» обеспечивают возможность достижения обучающимися ожидаемых
результатов. Материально-техническая база ДХШ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
1.14. ДХШ имеет натюрмортный фонд и методический фонд. Учебная аудитории
оснащены видеооборудованием.
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание программы «Дизайн костюма» должно обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности иприобретение ею в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Дизайн костюма» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

1.7.

 знания основных видов народного художественного творчества;
 знания терминологии в области изобразительного, декоративно- прикладного
искусства, и дизайна одежды;
 умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
 умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
 умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
 реализации художественного замысла;
 навыков работы в различных техниках и материалах;
 навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
 навыков подготовки работ к экспозиции.
 знания основных этапов развития декоративно-прикладного, изобразительного
искусства, дизайна;
 первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе
произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна;
 умения использовать полученные теоретические знания в художественнотворческой деятельности.
2.3. Результаты освоения программы «Дизайн костюма» по учебным предметам
должны отражать:
2.3.1.
Рисунок:
 знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов
перспективы;
 умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; умение
моделировать форму сложных предметов тоном;
 умение последовательно вести длительную постановку;
 умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки в выполнении линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры
и материала предмета;
 навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
2.3.2.
Живопись:
 знание
свойств
живописных материалов, их
возможностей
и
эстетических качеств;
 знание разнообразных техник живописи;
 знание
художественных
и
эстетических свойств
цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
 умение
видеть и
передавать цветовые
отношения в
условиях
пространственно-воздушной среды;
 умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
 навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного
ведения живописной работы.
2.3.3.
Композиция костюма:
 знание основ общей композиции: выразительные средства и принципы построения
композиции, орнамент и законы построения орнаментальных композиций; теория
цвета и принципы построения цветовых гармоний; общие принципы стилизации и

трансформации растительных, животных и предметных форм
 знание основ и современных тенденций художественного проектирования костюма;
 умение применять основы эскизной графики: стилизацию фигуры человека, форму,
фактуру и декор в композиции костюма;
 умение применять принципы формирования художественного образа в костюме;
 умение находить креативные художественно-композиционные решения творческой
задачи;
 навыки сбора, анализа и систематизации подготовительного материала для
воплощения творческого замысла;
 навыки грамотного выполнения творческой работы.
2.3.4.
Работа в материале:
 знание основ материаловедения, физических и химических свойств текстильных
материалов;
 знание основ художественного моделирования костюма;
 умение применять принципы формирования художественного образа в костюме;
 умение формообразования в моделировании костюма (поиска силуэтных форм,
пропорций и пластики костюма);
 навыки применения средств выразительности и приемов художественного
оформления одежды: вышивки, вязания, аппликации, накладного и лоскутного
шитья, фурнитуры и фактуры;
 навыки преобразования и трансформации готовых изделий;
 навыки грамотного выполнения творческой работы;
2.3.5.
История костюма:
 знание основных этапов развития изобразительного искусства;
 знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей,
народных истоков декоративно-прикладного искусства;
 знание основных понятий изобразительного искусства;
 знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
 знание основных центров народных художественных промыслов; умение
определять в произведении изобразительного искусства
 основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
 творчестве художников;
 навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать
к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
2.4.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
 знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства и дизайна во взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративноприкладного и изобразительного искусства и дизайна;
 знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
 умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
 навыки последовательного осуществления работы по композиции; наличие
кругозора в области декоративно-прикладного,
 изобразительного искусства и дизайна.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3.

3.1.
Учебный план устанавливает перечень учебных предметов, объем учебного
времени, отводимого на их изучение, по учебным годам.
3.2.
При реализации программы «Дизайн костюма» со сроком обучения 3 года общий
объем аудиторной нагрузки составляет 714 часов.
3.3.
Объем аудиторной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не
должен превышать 10 часов в неделю с учетом затрат времени на контрольные уроки,
зачеты, тестирование и без учета затрат времени на участие обучающихся в творческих
и культурно-просветительских мероприятиях ДХШ.

Учебный план

3-й год
обучения

Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов

1-й год
обучения

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

2-й год
обучения

Распределение по годам обучения

Количество недель аудиторных занятий
1

2

34

34

34

3

4

5

Структура и объем ОП

ПО.01.
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
ПО.01.УП.04.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.

Обязательная часть
Художественное
творчество
Рисунок
Живопись
Композиция костюма
Работа в материале
История искусств
История костюма

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:

Недельная нагрузка в часах
6

6

6








1
1
2
2
1
1

1
1
2
2
1
1

7

7

7

ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.

При реализации программы «Дизайн костюма» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных
занятий составляет 34 недели в год. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования. Летние каникулы устанавливаются с первого по третий классы 12
недель.

Календарный учебный график
по ДОП "Дизайн костюма", срок обучения 3 года
Внебюджет

Всего

в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного

Каникулы

всего недель

22-31

15-21

1-7

8-14

Август

25-31

4-10

11-17
18-24

Июль
27.6-3.7

6-12

13-19
20-26

23-29

Июнь
30.5-5.6

2-8

9-15
16-22

18-24

Май
25.4-1.5

11-17

Апрель
28.3-3.4
4-10

7-13

14-20
21-27

Март
28.02-6.3

7-13

14-20
21-27

24-30

Февраль
31.1-6.2

17-23

3-9
10-16

27-29

Январь
30.12-2.01

20-26

6-12

13-19

22-28

Декабрь
29.11-5.12

15-21

1-7

8-14

Ноябрь

25-31

18-24

4-10

11-17

20-26

О ктябрь
27.9-3.10

13-19

1-5

Даты
Год обучения

6-12

Сентябрь

Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация

2. Сводные данные по
бюджету времени (в неделях)

1. График образовательного процесса

1

= 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 34 ПА = = = = = = = = = = = = =

34

1

17

13

39

52

2

= 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 34 ПА = = = = = = = = = = = = =
= 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 34 ИА = = = = = = = = = = = = =

34

1

17

13

39

52

34

1

17

13

39

52

3

Обозначения:

1-33 - аудиторные занятия

=

- каникулы

ПА

- промежуточная аттестация

ИА

- итоговая аттестация

ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
(прилагаются)

5.

Программа ««Дизайн костюма» устанавливает планируемые результаты освоения
следующих учебных предметов в соответствии с учебным планом:
 рисунок;
 живопись;
 композиция костюма;
 работа в материале;
 история костюма.
6.

6.1.

6.2.
6.3.

6.4.

6.5.

6.6.

6.7.
6.8.

СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «ДИЗАЙН КОСТЮМА»

Оценка качества реализации программы ««Дизайн костюма»» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Содержание промежуточной аттестации, условия ее проведения, критерии
оценивания разрабатываются ДХШ самостоятельно.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в ДХШ используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся
ведущими преподавателями и проверке знаний обучающихся в виде контрольных
заданий, зачетов и тестирования. Контрольные задания и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодия учебных
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Просмотры проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ДХШ самостоятельно и призваны обеспечивать
оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков.
Освоение программы «Дизайн костюма» завершается обязательной итоговой
аттестацией выпускников. Требования к содержанию итоговой аттестации
обучающихся определяются ДХШ самостоятельно. Итоговая аттестация
проводится для всех выпускников, освоивших программу «Дизайн костюма» в
полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным
предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа
директора Учреждения к итоговой аттестации. При реализации программы по
индивидуальным учебным планам, итоговая аттестация проводится по завершении
освоения программы и индивидуального учебного плана в том же порядке.
Формы проведения итоговой аттестации в ДХШ – просмотр творческих работ
обучающихся.
По завершении изучения учебных предметов по результатам итоговой аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании ДХШ. В случае если обучающийся не завершил образование, не прошел
итоговую аттестацию или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, ему должна выдаваться справка об обучении в ДХШ по форме,
10

установленной ДХШ самостоятельно.
6.9. По результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации по учебным предметам выставляются оценки:
6.10. «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
Учебный предмет «Рисунок»
Оценка 5 (отлично) предполагает:
 самостоятельный выбор формата;
 правильную компоновку изображения в листе;
 последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
 умелое использование
выразительных
особенностей применяемого
графического материала;
 владение линией, штрихом, тоном;
 умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
 умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
 творческий подход.
Оценка 4 (хорошо) допускает:
 некоторую неточность в компоновке;
 небольшие недочеты в конструктивном построении;
 незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
 некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 (удовлетворительно) предполагает:
 грубые ошибки в компоновке;
 неумение самостоятельно вести рисунок;
 неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
 однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
 незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Учебный предмет «Живопись»
При оценивании работ обучающихся учитывается уровень следующихумений
и навыков:
1 год обучения
 грамотно компоновать изображение в листе;
 грамотно передавать локальный цвет;
 грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
 грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
 грамотно передавать материальность простых поверхностей;
2 год обучения
 грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
 грамотно передавать оттенки локального цвета;
 грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
 грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
 -грамотно передавать материальность простых, мягких и зеркально- прозрачных
поверхностей.
3 год обучения
 грамотно компоновать сложные натюрморты;
 грамотно строить цветовые гармонии;
 грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
 -грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
11



4







грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
год обучения
грамотно компоновать объекты в интерьере;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
грамотно передавать материальность сложных поверхностей;
цельность и законченность в работе;

С учетом данных критериев выставляются оценки:
5(«отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения 1 – 2-х пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
Учебный предмет «Композиция костюма»
Оценка 5 («отлично») – обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением, творческим подходом.
Оценка 4 («хорошо») – обучающийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Оценка 3 («удовлетворительно») – обучающийся выполняет задачи, но делает грубые
ошибки по невнимательности или нерадивости. Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
Учебный предмет «Работа в материале»
Оценка 5 («отлично») – обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением, творческим подходом.
Оценка 4 («хорошо») – обучающийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Оценка 3 («удовлетворительно») – обучающийся выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости. Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
Учебный предмет «История костюма»
Оценка 5 (отлично) предполагает:
 обучающийся легко ориентируется в изученном материале;
 обучающийся умеет сопоставлять различные взгляды на явление;
 обучающийся высказывает и обосновывает свою точку зрения;
 обучающийся показывает умение логически и последовательно мыслить, делать
выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный
вопрос;
 выполнение обучающимся всех практических работ качественно и аккуратно.
Оценка 4 (хорошо) предполагает:
 обучающийся ориентируется в изученном материале;
 обучающийся проявляет самостоятельность суждений;
 обучающийся грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе
допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос;
 выполнение
обучающимся
практических работ с
некоторыми
12

неточностями.
Оценка 3 (удовлетворительно) предполагает:
 обучающийся раскрывает основной вопрос, но допускает незначительные ошибки,
не проявляет способности логически мыслить;
 ответы обучающегося носят в основном репродуктивный характер;
 практические работы выполнены небрежно, с ошибками.
7.

ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДХШ

Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДХШ является
развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим
достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой
культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.
7.2. Культурно-просветительская направленность образования в ДХШ предполагает
организацию творческой деятельности путём проведения конкурсов, фестивалей,
мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, выставок и т.п. Культурнопросветительская программа включает посещение обучающимися учреждений и
организаций культуры (выставочных залов, музеев и др.), образовательных учреждений
по профилю, организацию выездной музейной практики.
7.4. Обучающиеся ДХШ имеют возможность участия во всех мероприятиях,
проводимых школой, при этом участие обучающихся во всех творческих и культурнопросветительских мероприятиях ДХШ, не предусмотренных учебным планом, является
для обучающихся добровольным.

7.1.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».