СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
2.
Планируемые
результаты
освоения обучающимися
программы
«Дизайн
костюма»
3.
Учебный план
4.
График учебного процесса
5.
Программы учебных предметов
6.
Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы
«Дизайн костюма»
7.
Программа
деятельности
творческой,
методической
и
культурно-просветительской
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности в области изобразительного искусства «Дизайн
костюма» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от
29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2018г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573); Устава
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская
художественная школа»; Локальных нормативных актов МБУДО «Детская
художественная школа».
1.2. Направленность программы – художественная.
1.3. Программа определяет актуальность, педагогическую целесообразность, цели и
задачи, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса,
оценку качества подготовки и включает в себя: учебный план, содержание учебного
(тематического) плана, методическое обеспечение, материально-техническое
обеспечение, систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебнометодические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки
обучающихся.
1.4. Программа «Дизайн костюма» составлена с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: выявление одаренных
детей в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, дизайна
одежды; создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний,
умений и навыков в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства,
дизайна одежды; приобретение опыта творческой деятельности; овладение духовными
и культурными ценностями народов мира.
1.5. Программа «Дизайн костюма» ориентирована на: воспитание и развитие у
обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и
культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических
взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности; воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной требовательности; формирование у одаренных детей комплекса
знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства; выработку у
обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с
программными требованиями учебной информации, умению планировать свою
домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.6. Срок освоения программы «Дизайн костюма» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 11,6 лет до 13 лет, составляет
1.
3 года.
Освоение программы «Дизайн костюма» завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
1.8. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных
представителей), а также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и
художественного становления личности, в ДХШ создана комфортная развивающая
образовательная среда, предоставляющая возможность: выявления и развития
одаренных обучающихся в области изобразительного искусства; организации
творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий
(выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров и
др.), организации посещений обучающимися учреждений культуры (выставочных
залов, музеев и др.); организации творческой и культурно-просветительской
деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства; использования в
образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших
достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства и
образования; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Дизайн костюма» с учетом индивидуального
развития детей.
1.9. Учебные занятия осуществляются в форме групповых занятий численностью 6 10 человек.
1.10. Программа «Дизайн костюма» обеспечивается учебно- методической
документацией по всем учебным предметам.
1.11. Реализация программы «Дизайн костюма» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
1.12. Библиотечный фонд ДХШ укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов,
специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям
программы «Дизайн костюма». Библиотечный фонд помимо учебной литературы
включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
1.13. Материально-технические условия
реализации
программы «Дизайн
костюма» обеспечивают возможность достижения обучающимися ожидаемых
результатов. Материально-техническая база ДХШ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
1.14. ДХШ имеет натюрмортный фонд и методический фонд. Учебная аудитории
оснащены видеооборудованием.
2.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание программы «Дизайн костюма» должно обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности иприобретение ею в процессе освоения
программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
2.2. Результатом освоения программы «Дизайн костюма» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
1.7.
знания основных видов народного художественного творчества;
знания терминологии в области изобразительного, декоративно- прикладного
искусства, и дизайна одежды;
умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
навыков работы в различных техниках и материалах;
навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
навыков подготовки работ к экспозиции.
знания основных этапов развития декоративно-прикладного, изобразительного
искусства, дизайна;
первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе
произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна;
умения использовать полученные теоретические знания в художественнотворческой деятельности.
2.3. Результаты освоения программы «Дизайн костюма» по учебным предметам
должны отражать:
2.3.1.
Рисунок:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов
перспективы;
умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; умение
моделировать форму сложных предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры
и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
2.3.2.
Живопись:
знание
свойств
живописных материалов, их
возможностей
и
эстетических качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание
художественных
и
эстетических свойств
цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
умение
видеть и
передавать цветовые
отношения в
условиях
пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыки в использовании основных техник и материалов; навыки последовательного
ведения живописной работы.
2.3.3.
Композиция костюма:
знание основ общей композиции: выразительные средства и принципы построения
композиции, орнамент и законы построения орнаментальных композиций; теория
цвета и принципы построения цветовых гармоний; общие принципы стилизации и
трансформации растительных, животных и предметных форм
знание основ и современных тенденций художественного проектирования костюма;
умение применять основы эскизной графики: стилизацию фигуры человека, форму,
фактуру и декор в композиции костюма;
умение применять принципы формирования художественного образа в костюме;
умение находить креативные художественно-композиционные решения творческой
задачи;
навыки сбора, анализа и систематизации подготовительного материала для
воплощения творческого замысла;
навыки грамотного выполнения творческой работы.
2.3.4.
Работа в материале:
знание основ материаловедения, физических и химических свойств текстильных
материалов;
знание основ художественного моделирования костюма;
умение применять принципы формирования художественного образа в костюме;
умение формообразования в моделировании костюма (поиска силуэтных форм,
пропорций и пластики костюма);
навыки применения средств выразительности и приемов художественного
оформления одежды: вышивки, вязания, аппликации, накладного и лоскутного
шитья, фурнитуры и фактуры;
навыки преобразования и трансформации готовых изделий;
навыки грамотного выполнения творческой работы;
2.3.5.
История костюма:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей,
народных истоков декоративно-прикладного искусства;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
знание основных центров народных художественных промыслов; умение
определять в произведении изобразительного искусства
основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать
к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
2.4.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства и дизайна во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративноприкладного и изобразительного искусства и дизайна;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции; наличие
кругозора в области декоративно-прикладного,
изобразительного искусства и дизайна.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3.
3.1.
Учебный план устанавливает перечень учебных предметов, объем учебного
времени, отводимого на их изучение, по учебным годам.
3.2.
При реализации программы «Дизайн костюма» со сроком обучения 3 года общий
объем аудиторной нагрузки составляет 714 часов.
3.3.
Объем аудиторной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не
должен превышать 10 часов в неделю с учетом затрат времени на контрольные уроки,
зачеты, тестирование и без учета затрат времени на участие обучающихся в творческих
и культурно-просветительских мероприятиях ДХШ.
Учебный план
3-й год
обучения
Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов
1-й год
обучения
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
2-й год
обучения
Распределение по годам обучения
Количество недель аудиторных занятий
1
2
34
34
34
3
4
5
Структура и объем ОП
ПО.01.
ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
ПО.01.УП.04.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
Обязательная часть
Художественное
творчество
Рисунок
Живопись
Композиция костюма
Работа в материале
История искусств
История костюма
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Недельная нагрузка в часах
6
6
6
1
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
7
7
7
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.
При реализации программы «Дизайн костюма» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных
занятий составляет 34 недели в год. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования. Летние каникулы устанавливаются с первого по третий классы 12
недель.
Календарный учебный график
по ДОП "Дизайн костюма", срок обучения 3 года
Внебюджет
Всего
в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного
Каникулы
всего недель
22-31
15-21
1-7
8-14
Август
25-31
4-10
11-17
18-24
Июль
27.6-3.7
6-12
13-19
20-26
23-29
Июнь
30.5-5.6
2-8
9-15
16-22
18-24
Май
25.4-1.5
11-17
Апрель
28.3-3.4
4-10
7-13
14-20
21-27
Март
28.02-6.3
7-13
14-20
21-27
24-30
Февраль
31.1-6.2
17-23
3-9
10-16
27-29
Январь
30.12-2.01
20-26
6-12
13-19
22-28
Декабрь
29.11-5.12
15-21
1-7
8-14
Ноябрь
25-31
18-24
4-10
11-17
20-26
О ктябрь
27.9-3.10
13-19
1-5
Даты
Год обучения
6-12
Сентябрь
Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
2. Сводные данные по
бюджету времени (в неделях)
1. График образовательного процесса
1
= 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 34 ПА = = = = = = = = = = = = =
34
1
17
13
39
52
2
= 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 34 ПА = = = = = = = = = = = = =
= 1 2 3 4 5 6 7 8 = 9 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 34 ИА = = = = = = = = = = = = =
34
1
17
13
39
52
34
1
17
13
39
52
3
Обозначения:
1-33 - аудиторные занятия
=
- каникулы
ПА
- промежуточная аттестация
ИА
- итоговая аттестация
ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
(прилагаются)
5.
Программа ««Дизайн костюма» устанавливает планируемые результаты освоения
следующих учебных предметов в соответствии с учебным планом:
рисунок;
живопись;
композиция костюма;
работа в материале;
история костюма.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «ДИЗАЙН КОСТЮМА»
Оценка качества реализации программы ««Дизайн костюма»» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Содержание промежуточной аттестации, условия ее проведения, критерии
оценивания разрабатываются ДХШ самостоятельно.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в ДХШ используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ обучающихся
ведущими преподавателями и проверке знаний обучающихся в виде контрольных
заданий, зачетов и тестирования. Контрольные задания и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодия учебных
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Просмотры проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ДХШ самостоятельно и призваны обеспечивать
оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков.
Освоение программы «Дизайн костюма» завершается обязательной итоговой
аттестацией выпускников. Требования к содержанию итоговой аттестации
обучающихся определяются ДХШ самостоятельно. Итоговая аттестация
проводится для всех выпускников, освоивших программу «Дизайн костюма» в
полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным
предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа
директора Учреждения к итоговой аттестации. При реализации программы по
индивидуальным учебным планам, итоговая аттестация проводится по завершении
освоения программы и индивидуального учебного плана в том же порядке.
Формы проведения итоговой аттестации в ДХШ – просмотр творческих работ
обучающихся.
По завершении изучения учебных предметов по результатам итоговой аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании ДХШ. В случае если обучающийся не завершил образование, не прошел
итоговую аттестацию или получил на итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, ему должна выдаваться справка об обучении в ДХШ по форме,
10
установленной ДХШ самостоятельно.
6.9. По результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации по учебным предметам выставляются оценки:
6.10. «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
Учебный предмет «Рисунок»
Оценка 5 (отлично) предполагает:
самостоятельный выбор формата;
правильную компоновку изображения в листе;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
умелое использование
выразительных
особенностей применяемого
графического материала;
владение линией, штрихом, тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
творческий подход.
Оценка 4 (хорошо) допускает:
некоторую неточность в компоновке;
небольшие недочеты в конструктивном построении;
незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие,
незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 (удовлетворительно) предполагает:
грубые ошибки в компоновке;
неумение самостоятельно вести рисунок;
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в
построении и тональном решении рисунка;
однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Учебный предмет «Живопись»
При оценивании работ обучающихся учитывается уровень следующихумений
и навыков:
1 год обучения
грамотно компоновать изображение в листе;
грамотно передавать локальный цвет;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
грамотно передавать материальность простых поверхностей;
2 год обучения
грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
грамотно передавать оттенки локального цвета;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
-грамотно передавать материальность простых, мягких и зеркально- прозрачных
поверхностей.
3 год обучения
грамотно компоновать сложные натюрморты;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
-грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
11
4
грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
год обучения
грамотно компоновать объекты в интерьере;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
грамотно передавать материальность сложных поверхностей;
цельность и законченность в работе;
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5(«отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») - при условии невыполнения 1 – 2-х пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.
Учебный предмет «Композиция костюма»
Оценка 5 («отлично») – обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением, творческим подходом.
Оценка 4 («хорошо») – обучающийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Оценка 3 («удовлетворительно») – обучающийся выполняет задачи, но делает грубые
ошибки по невнимательности или нерадивости. Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
Учебный предмет «Работа в материале»
Оценка 5 («отлично») – обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на
высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным
исполнением, творческим подходом.
Оценка 4 («хорошо») – обучающийся справляется с поставленными перед ним
задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
Оценка 3 («удовлетворительно») – обучающийся выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости. Для завершения работы необходима
постоянная помощь преподавателя.
Учебный предмет «История костюма»
Оценка 5 (отлично) предполагает:
обучающийся легко ориентируется в изученном материале;
обучающийся умеет сопоставлять различные взгляды на явление;
обучающийся высказывает и обосновывает свою точку зрения;
обучающийся показывает умение логически и последовательно мыслить, делать
выводы и обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный
вопрос;
выполнение обучающимся всех практических работ качественно и аккуратно.
Оценка 4 (хорошо) предполагает:
обучающийся ориентируется в изученном материале;
обучающийся проявляет самостоятельность суждений;
обучающийся грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе
допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос;
выполнение
обучающимся
практических работ с
некоторыми
12
неточностями.
Оценка 3 (удовлетворительно) предполагает:
обучающийся раскрывает основной вопрос, но допускает незначительные ошибки,
не проявляет способности логически мыслить;
ответы обучающегося носят в основном репродуктивный характер;
практические работы выполнены небрежно, с ошибками.
7.
ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДХШ
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДХШ является
развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим
достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой
культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.
7.2. Культурно-просветительская направленность образования в ДХШ предполагает
организацию творческой деятельности путём проведения конкурсов, фестивалей,
мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, выставок и т.п. Культурнопросветительская программа включает посещение обучающимися учреждений и
организаций культуры (выставочных залов, музеев и др.), образовательных учреждений
по профилю, организацию выездной музейной практики.
7.4. Обучающиеся ДХШ имеют возможность участия во всех мероприятиях,
проводимых школой, при этом участие обучающихся во всех творческих и культурнопросветительских мероприятиях ДХШ, не предусмотренных учебным планом, является
для обучающихся добровольным.
7.1.
13