Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности в области изобразительного
искусства «Школа юного художника» разработана с учетом Федерального
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»; рекомендациями по организации образовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ
в области искусств от 19 ноября 2013 г. Министерства культуры РФ;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09
ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Постановления
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устава
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская художественная школа»; Локальных нормативных актов МБУДО
«Детская художественная школа».
Направленность программы – художественная.
Программа
определяет
актуальность,
педагогическую
целесообразность, цели и задачи, ожидаемые результаты, условия и пути
реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки и
включает в себя: учебный план, содержание учебного тематического плана,
методическое обеспечение, материально- техническое обеспечение,
систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебнометодические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки
обучающихся.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность—
обусловлена тем, что в настоящее время обучение изобразительному
искусству – одна из самых доступных, популярных и востребованных форм
дополнительного образования детей. Дети любят рисовать, изображать и
видеть мир по-своему, имеют стремление создавать изделия своими руками,
и именно поэтому главной функцией программы является создание условий
для реализации этого интереса, вовлечение детей в активную творческую
деятельность. Обучение по данной образовательной программе позволяет
решить следующие проблемы: пробуждение интереса обучающихся к
художественной деятельности, воспитание личностных качеств, занятость
свободного времени детей, а также проблемы социализации детей.
2
Данная
дополнительная
общеразвивающая
образовательная
программа художественной направленности служит начальным этапом в
художественном образовании обучающихся и их эстетическом воспитании
с возможностью поступления в художественную школу на дополнительные
предпрофессиональные программы, реализующиеся в МБУ ДО «Детская
художественная школа»», а также может служить полноценной обучающей
программой художественно-эстетического воспитания.
Отличительные особенности программы: особенностью данной
программы является знакомство и углубленное изучение изобразительного
творчества. В данную программу включены следующие учебные предметы
«Основы изобразительной грамоты и рисование», «Основы декоративноприкладного творчества», и «Лепка». Программа направлена на знакомство
обучающихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного
искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти объектов
окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о
способах работы с различными художественными материалами и
техниками. Программа обеспечивает разнообразие видов деятельности, что
поддерживает живой интерес детей, знакомит их с традиционными и
современными изобразительными техниками, расширяет рамки их
художественного восприятия и творческого потенциала. Планируется
участие обучающихся в выставках, конкурсах разного уровня.
Цели и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для духовнонравственного развития детей через освоение основ изобразительного
искусства.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие задачи:
Формирование
и
развитие
художественно-творческих
способностей обучающихся в области рисования, лепки и
декоративно-прикладного творчества.
Формирование у обучающихся основ знаний, умений и навыков в
области рисования, лепки, декоративно-прикладного творчества.
Развитие у обучающихся умения отражать свои жизненные
впечатления в художественных работах.
Развивающие задачи:
Развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к окружающему миру, к искусству.
Развитие пространственного мышления, наблюдательности,
зрительной памяти.
3
Развитие восприятия: зрительно-слухового, тактильного.
Формирование представлений о цвете, форме, величине.
Развитие волевой сферы личности воспитанника.
Воспитательные задачи:
Создание условий для духовно-нравственного, патриотического,
эмоционального, эстетического, интеллектуального развития
личности ребенка.
Воспитание
у
обучающихся
самостоятельности,
целеустремленности, трудолюбия, внимания, усидчивости,
аккуратности и потребности в здоровом образе жизни.
Патриотическое
воспитание
обучающихся
осуществляется
посредствам изучения тем: народных промыслов, событий военных лет,
истории родного города (городские пейзажи и архитектура, природа
родного края, русские народные сказки и т.д.)
Программа разработана с учётом принципов:
обеспечения преемственности дополнительной общеразвивающей
программы в области изобразительного искусства «Школа юного
художника» и дополнительных предпрофессиональных программы,
реализующихся в МБУ ДО «Детская художественная школа».
сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
Адресат программы.
Программа адресована детям от 7 до 12 лет.
Возрастные особенности обучающихся.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностейобучающихся.
Содержание программы учитывает возрастные психологические
особенности детей младшего и среднего школьного возраста. Возрастные
психофизиологические особенности младшего школьного возраста (7-10
лет) характеризуются готовностью и интересом к овладению новыми
знаниями, умениями и навыками. Для познавательной деятельности
данной возрастной категории характерна, прежде всего, эмоциональность
восприятия. Находясь во власти яркого факта; образы, возникающие на
основе описания во время рассказа педагога или чтения книжки, очень
ярки. Образность проявляется и в мыслительной деятельности
обучающихся. Они склонны понимать буквально переносное значение
слов, наполняя их конкретными образами. В эмоциональной жизни
изменяется содержательная сторона переживаний – их волнует главным
образом то, что связано с обучением. Его радует, что педагог и родители
хвалят за успехи в учебе, поэтому важно чувство радости от труда
закрепить положительным отношением. В младшем школьном возрасте
закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине,
4
патриотизм.
Основным видом деятельности подростка (11-12 лет), как и
младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной
деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток не
всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с
личными, узкопрактическими целями. В то же время подростки склонны к
выполнению самостоятельных заданий и практических работ на занятиях.
Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо
откликаются на предложение сделать работу. В этой деятельности у
обучающихся развиваются важнейшие умения познания объектов и их
изображения:
наблюдательность,
наглядно-зрительная
память,
воображение.
Тематика занятий строится с учетом возрастных интересов
обучающихся, возможностей их самовыражения в разных формах, что
способствует развитию познания окружающего мира в процессе его
восприятия, происходит формирование эмоциональных переживаний,
волевых и личностных качеств. В ходе усвоения детьми содержания
программы учитывается темп развития специальных умений и навыков,
уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Набор детей на программу осуществляется по принципу
добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них
специальных умений. Главным условием является желание ребенка
заниматься изобразительной деятельностью.
При комплектовании групп учитывается возраст детей, сменность
занятий вшколах и год обучения.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы в
области изобразительного искусства «Школа юного художника» составляет
5 лет.
Режим занятий.
При реализации программы продолжительность учебного года
составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий в 1 классе
составляет 33 недели в год, со 2 по 5 классы – 34 недели в год.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования. Для первоклассников
устанавливаются дополнительные каникулы.
Объем учебной нагрузки в неделю составляет для 1-2 классов 4 часа,
для 3 класса – 5 часов в неделю, для 4-5 класса – 6 часов в неделю.
В соответствии с нормами СанПиН продолжительность одного
учебного часа для первоклассников составляет 30 минут, для школьников,
начиная со 2 класса, - 40 минут.
5
Количество обучающихся в группе от 10-ти до 15-ти человек. Занятия
проводятся в групповой форме.
Сведения о затратах учебного времени.
Затраты учебного времени (в неделю/ в
год)
Годы обучения/
учебный предмет
Основы
изобразительной
грамоты
и
рисование
Основы
декоративноприкладного
творчества
Лепка
ИТОГО часов в
неделю/ в год
Всего
часов
за 5
лет
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
2/66
2/68
2/68
3/102
3/102
406
1/33
1/34
2/68
2/68
2/68
271
1/33
4/132
1/34
4/136
1/34
5/170
1/34
6/204
1/34
6/204
169
846
Форма обучения - очная.
Виды занятий - теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов.
Текущий контроль – педагогическое наблюдение, творческое задание,
устный опрос. Промежуточный контроль - просмотр, викторина,
тестирование. Итоговый контроль - контрольная творческая работа,
выставка, итоговый просмотр творческих работ.
6
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной
направленности в области изобразительного искусства
«Школа юного художника»
Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Основы изобразительной грамоты и рисование
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных элементов композиции;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения;
наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к
действительности.
Основы декоративно-прикладного творчества
знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного
искусства и художественных промыслов;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
умение работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Лепка
знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов»,
«плоскость», «декоративность», «рельеф», «композиция»;
знание особенностей работы с пластическими материалами;
умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
умение создавать работы с натуры и по памяти;
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
7
Программы учебных предметов (прилагаются)
1. Основы изобразительной грамоты и рисования
2. Основы декоративно-прикладного творчества
3. Лепка.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1
2
3
4
1 полугодие
Количество
недель
2 полугодие
Количество
недель
01.09-31.12
01.09-31.12
01.09-31.12
01.09-31.12
16
16
16
16
09.01-31.05
09.01-31.05
09.01-31.05
09.01-31.05
18
18
18
18
Количество
недель
Всего в год
34
34
34
34
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной общеразвивающей программе
в области изобразительного искусства
«Школа юного художника»
Нормативный срок обучения – 5 лет
5 год обучения
4 год обучения
3 год обучения
Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов
2 год обучения
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
1 год обучения
Распределение по годам обучения
Количество недель аудиторных занятий
1
2
34
34
34
3
4
5
34
6
34
7
Структура и объем ОП
Обязательная часть
Художественное
ПО.01.
творчество
Основы изобразительной
ПО.01.УП.01.
грамоты и рисование
Основы декоративноПО.01.УП.02.
прикладного творчества
ПО.01.УП.03. Лепка
Всего аудиторная нагрузка:
Недельная нагрузка в часах
2
2
2
3
3
1
1
2
2
2
1
4
1
4
1
5
1
6
1
6
8
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Школа юного художника» минимально
необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
- выставочное пространство;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами;
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
Школа имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
мольбертами, натурными столами, стеллажами для хранения материалов,
инструментов, текущих работ, образцов, готовых работ). Библиотечный фонд
Школы укомплектован печатными и электронными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным
предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными
хрестоматийными изданиями. Библиотечный фонд помимо учебной литературы
включает официальные, справочно- библиографические и периодические издания.
Дидактические материалы и информационное обеспечение:
Учебно-наглядные пособия.
Демонстрационные материалы.
Таблицы.
Аудио- и видеоматериалы.
Инструкция по технике безопасности, при работе с инструментами.
Учебники или другая литература, используемая педагогом для лучшего усвоения
обучающимися программного материала.
Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного
художника»
обеспечивается
педагогическими
работниками, имеющими
соответствующее образование согласно требованиям профессионального стандарта
педагога дополнительного образования.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не
менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в образовательных учреждениях,
имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Педагогические работники Школы осуществляют творческую и методическую
работу.
9
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной
программы обучающимися
Оценка качества образования по дополнительной общеразвивающей
программе художественной направленности в области изобразительного искусства
«Школа юного художника» включает в себя текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по
программе используются контрольные работы, письменные и устные опросы,
просмотр работ, зачеты и др.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы обучающихся по программе. Промежуточная аттестация оценивает
результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий в
соответствии с графиком образовательного процесса, обеспечивает оперативное
управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится
с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- контрольных уроков,
- просмотров творческих работ.
Контрольные уроки и просмотры в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебных предметов программы по итогам
промежуточной аттестации обучающимся итоговая выставляется оценка.
Порядок выставления оценок:
- Текущая отметка выставляется в классный журнал.
- По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и
годовые отметки.
- Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам.
- Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений обучающихся в
образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и
программой.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение технических элементов задания. В
10
том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно
по форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения
наиболее убедительного воплощения художественного замысла.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов
задания. В том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание
материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие
технические и стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности
не разрушающие целостность выполненного задания.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании
достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное
исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и
ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся
показывает недостаточное владение техническими приемами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии
выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые
технические ошибки и плохое владение материалом.
Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности Школа создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
семинаров и др.)
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств учреждениями среднего
профессионального и высшего профессионального образования, реализующими
основные профессиональные образовательные программы в области декоративноприкладного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
11
и искусства, а также современного развития декоративно-прикладного и
изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания ДПП «Декоративно-прикладное творчество» с
учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
Свердловской области.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности включается ежегодно в единые планы работы Школы на учебный год.
Она включает в себя мероприятия, имеющие периодический системный характер,
такие как внутришкольные, городские и областные олимпиады и конкурсы,
выставки, семинары, тематические вечера и другое.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Список литературы:
Бартенев И.А. Основы архитектурных знаний для художников. – М.: Искусство,
1964. – 344 с., ил.
Бартенев И.А., Батажкова И.А. Очерки архитектурных стилей. - М.: Искусство,
1984. – 352 с.
Бартон К.У. Бумагопластика - скульптурные формы/ Бартон К.У. – М:. Росмэн,
1992. – 117 с.
Белов А. М., Вязовикина К. А., Данилова А. А. и др. Искусство: Научнопопулярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 416 с. –
(Современная школьная энциклопедия).
Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Э.М. Белютин - М.:
Просвещение, 1998. – 215 с.
Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.1 – М.: ЗАО Центрполиграф,
2003. – 400 с.: ил.
Горяева, Н.А. Изобразительное искусство / Декоративно-прикладное искусство
в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.
Каменева Е. Р. Какого цвета радуга. / Е. Р. Каменева -М.: Детская литература,
1971. – 230с.
Кащекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре.–
М.: Просвещение, 2000. – 144 с.: ил.
Кон – Винер. История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. – М.: ООО
«Издательство В. Шевчук», 2001 – 224 с.: ил.
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка/ Н.Г Ли - М.:
Просвещение, 2003. – 346 с.
12. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н Ростовцев - М.: Дрофа, 1983. – 254
12
13.
14.
15.
16.
с.
Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: Учебное
пособие для вузов. Серия Школа дизайна. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д:
Издательский центр МарТ, 2003. – 288 с.: ил.
Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе/ Е.В. Шорохов - М.: ПРЕСС
КНИГА, 2006.
Энциклопедия для детей. [Том 7]. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и
декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков. - 3-е изд., перераб. /ред.
коллегия: М. Аксёнова, Н. Майсурян, Н. Масалин и др. - М: Мир энциклопедий
Аванта+, Астрель, 2010. - 608с.: ил.
Энциклопедия для детей. [Том 7]. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное
и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи
Возрождения. - 2-е изд., испр. /ред. коллегия: М. Аксёнова, Н. Майсурян, Д.
Володихин и др. - М: Мир энциклопедий Аванта, Астрель, 2007. - 688с.
13