ДПП ДПТ 5 лет

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи образовательной программы.
3. Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

дополнительной

предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество».
4. Учебный план.
5. График образовательного процесса.
6. Программы учебных предметов.
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов
освоения образовательной программы обучающимися.
8. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
в
области
декоративно-прикладного искусства (далее – ДПП) «Декоративно-прикладное
творчество» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская художественная школа» (далее Школа) является системой учебнометодических документов, сформированной на основе Федеральных государственных
требований
(далее
–
ФГТ)
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество», утвержденных приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 159.
ДПП определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации
образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя:
учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебно-методические
материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся.
ДПП «Декоративно-прикладное творчество» составлена с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
 выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в
раннем детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению творческих работ;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
декоративно-прикладного искусства.
Программа разработана с учётом:
 обеспечения преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и
основных
профессиональных
образовательных
программ
среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области
декоративно-прикладного искусства;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
Срок освоения ДПП «Декоративно-прикладное творчество» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте двенадцати лет,
составляет 5 лет.
Срок освоения ДПП «Декоративно-прикладное творчество» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства, может
быть увеличен на 1 год.
3

Школа реализует ДПП «Декоративно-прикладное творчество» в сокращенные
сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
ДПП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
Материально-технические условия реализации ДПП «Декоративно-прикладное
творчество» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
установленных ФГТ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации ДПП «Декоративно-прикладное творчество» минимально
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
 выставочное пространство;
 библиотеку;
 помещения для работы со специализированными материалами;
 мастерские;
 учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
Школа имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Материально-техническая база Школы соответствует действующим санитарным
и противопожарным нормам.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства»,
оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами).
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой
по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов,
специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям
ДПП «Декоративно-прикладное творчество». Библиотечный фонд помимо учебной
литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические
издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых сто обучающихся.
2. Цели и задачи программы
Основными целями дополнительной предпрофессиональной программы в
области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
являются:
 выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений, навыков в области художественного
творчества;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
4


















подготовка одаренных детей к поступлению в высшие и средние
профессиональные образовательные учреждения художественного профиля.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации умению
планировать свою домашнюю работу,
приобретение навыков творческой деятельности,
умение планировать свою домашнюю работу,
осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умение давать объективную оценку своему труду,
формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе, уважительному отношению к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов
достижения результата.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися ДПП «Декоративноприкладное творчество»

При приеме на обучение по ДПП «Декоративно-прикладное творчество»
Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор
детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно
поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу.
Минимум содержания ДПП «Декоративно-прикладное творчество» должен
обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и
приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения ДПП «Декоративно-прикладное творчество» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области художественного творчества:
5




знания основных видов народного художественного творчества;
знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
 умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
 умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
 умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
 навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
 навыков работы в различных техниках и материалах;
 навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
 навыков подготовки работ к экспозиции;
 в области пленэрных занятий:
 знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
 знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
 умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную
перспективу и естественную освещенность;
 умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
 знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
 первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том
числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
 умения использовать полученные теоретические знания в художественнотворческой деятельности.
Результатом освоения ДПП «Декоративно-прикладное творчество» с
дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше предметных областей,
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области художественного творчества:
 знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий
декоративно-прикладного искусства;
 умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественнотворческих работах;
 навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и
техники;
в области пленэрных занятий:
6



знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
 умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
 умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
 навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
 знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов
изобразительного,
декоративно-прикладного
искусства
и
народного
художественного творчества;
 навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по
учебным предметам обязательной части отражают:
Рисунок:
 знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
 знание законов перспективы;
 умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы;
 умение моделировать форму предметов тоном;
 умение последовательно вести длительную постановку;
 умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
 умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
 навыки владения линией, штрихом, пятном;
 навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
 навыки передачи фактуры и материала предмета;
 навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
 знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
 знание разнообразных техник живописи;
 знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя;
 умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
 умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
 навыки использования основных техник и материалов;
 навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция прикладная:
 знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
 знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
 умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции
(ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в
композиционных работах;
7





























умение находить художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
Работа в материале:
знание физических и химических свойств материалов, применяемых при
выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
навыки работы в различных техниках и материалах.
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
История народной культуры и изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей,
народных истоков декоративно-прикладного искусства;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
знание основных центров народных художественных промыслов;
умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты
художественного стиля, выявлять средства выразительности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
8




навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с
подробной проработкой деталей.
4. Учебный план

Учебные планы ДПП «Декоративно-прикладное творчество» разработаны
Школа в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебные планы отражают структуру ДПП «Декоративно-прикладное
творчество», определяют содержание и организацию образовательного процесса в
Школе с учетом:
 обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего образования в области искусств;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства;
 индивидуального творческого развития детей;
 социально-культурных особенностей Свердловской области.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по
реализуемой ДПП «Декоративно-прикладное творчество» и сроков обучения по этой
программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных
предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной
аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную,
самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
ДПП «Декоративно-прикладное творчество» включает 2 учебных плана в
соответствии со сроками обучения, обозначенными ФГТ.
Учебный план ДПП «Декоративно-прикладное творчество» предусматривает
следующие предметные области:
 изобразительное творчество;
 пленэрные занятия;
 история искусств
и разделы:
 консультации;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации ДПП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет
2208,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

9

ПО.01.Художественное
творчество:
УП.01.Рисунок
–
396
часов,
УП.02.Живопись – 396 часов, УП.03.Композиция прикладная – 165 часов, УП.04.Работа
в материале – 792 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения
обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные предметы вариативной части определяются Школой самостоятельно.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от
объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия.
Реализация ДПП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим, что утверждается приказом
директора по согласованию с коллегиальным органом Школы (методсовет, педсовет).
Консультации могут проводятся в счет резерва учебного времени в следующем
объеме: 100 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с
дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в
учебном году.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в
неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом
на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также
участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях
Школы)
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется
в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых
занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков,
имеют право на освоение ДПП «Декоративно-прикладное творчество» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не
предусмотрено.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой
натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного
10

учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями,
хрестоматиями в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация ДПП «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудиои видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного
плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены
доступом к сети Интернет.
Школа создает условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими ОП в области декоративно-прикладного и
изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения
возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической работы, получения консультаций по вопросам реализации ДПП
«Декоративно-прикладное творчество», использования передовых педагогических
технологий.

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»

1

ПО.01.

3

4

Структура и объем ОП

38094073
3809

1600,51732,5
1600,5

2208,5-2340,5
2208,5

3135

1386

1749

726

330

726

330

ПО.01.УП.01
Рисунок
.
ПО.01.УП.02
Живопись
.

6

39
6
39
6
12

7

8

5-й класс

3-й класс

1-й класс

4-й класс

Распределение по годам обучения

Экзамены

(по полугодиям)

2-й класс

Промежуточна
я аттестация

Зачеты, контрольные
уроки

Индивидуальные
занятия

2

Обязательная часть
Художественное
творчество

5

Мелкогрупповые
занятия

Аудиторные
занятия
(в часах)

Групповые занятия

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самостоятельная
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максим
альная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

Нормативный срок обучения – 5 лет

Количество недель аудиторных занятий
9

33

33

33

33

33

10

11

12

13

14

Недельная нагрузка в часах

2, 4,6,
10
2, 4,6,
10

8



3

2

2

2

8

3



2

2

2

ПО.01.УП.03
Композиция прикладная
.
ПО.01.УП.04
.

Работа в материале
История искусств

ПО.02.
ПО.02.УП.01
Беседы об искусстве
.
История народной
ПО.02.УП.02
культуры и
.
изобразительного искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.0
Пленэр
1
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01

Графическая композиция

495

16
5

330

1188
462

396
214,5

66

16,5

396

198

79
2
247,5
49,5

2, 4,
6, 8,
10
1,3,5,
7,9

2, 4,
6, 8,
10

2
19
8

1600,5

112
112

3709

1600,5

133

264

132

1

4

4

5

5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

 12,5

11,5

11,5

12,5

22

21

22

23

х

х

х

х




1

1

1

12,5

12,5

13,5



112
11
2


4, 6,
8, 9


7

132




132
2,6, 8,
10
30
13

1

1996,5

2108,5

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:

1

4,6,8

26
264



1,5

1996,5
3597



1
7

13,5

12,5

Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации
Рисунок
К.04.01.
К.04.02.
Живопись
Композиция
К.04.03
прикладная
Работа в материале
К.04.04.
К.04.05.
Беседы об искусстве
История
народной
культуры
и
К.04.06.
изобразительного
искусства
А.05.00.
Аттестация
ПА.05.01.
Промежуточная (экзамены)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
ИА.05.02.01. Работа в материале
История народной
ИА.05.02.02. культуры и
изобразительного искусства
Резерв учебного времени

3973

1650

2323

100

24

24

24

25

Годовая нагрузка в часах
4
4
4
4
4
4
4
4

100
20
20

4
4

10

2

2



2

2

40
2

8
2

8




8

8

2



2

2

1

1

1

2

8
Годовой объем в неделях
1

4
2
1

23

1
5

Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от
11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным
предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на

14

подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования,
реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок – по 2 часа в неделю;
Живопись – по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная – по 2 часа в неделю;
Работа в материале – 1-3 классы – по 2 часа, 4-5 классы – по 3 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.

2. Бюджет времени в неделях

Классы

I
II
III
IV
V
Итого:

Аудиторные
занятия, в том
числе
промежуточная
аттестация в виде
зачетов и
контрольных
уроков, включая
резерв учебного
времени
33
33
33
33
33
165

Промежуточная
аттестация
(экзамены)

Пленэр

1
1
1
1
4

1
1
1
3

Итоговая
аттестация

2
2

15

Каникулы

Всего

18
17
17
17
5
74

52
52
52
52
40
248

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1

ПО.01.
ПО.01.УП.01
.
ПО.01.УП.02
.
ПО.01.УП.03
.
ПО.01.УП.04

2

5

7

8

2-е полугодие

1-е полугодие

Экзамены

Распределение по
полугодиям

Количество недель
аудиторных занятий
9

11

12

10

11

3

4

Структура и объем ОП

792,5-858,5

330-363

462,5-495,5

Обязательная часть

792,5

330

462,5

Художественное
творчество

660

297

363

Рисунок

132

66

66

11

2

2

Живопись

132

66

66

11



2

Композиция прикладная

99

66

33

1

1

Работа в материале

297

99

198

6

6

16

6

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

Зачеты, контрольные
уроки

Индивидуальные
занятия

Мелкогрупповые
занятия

Аудиторные занятия
(в часах)

Групповые занятия

Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов

Самосто
ятельная
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максималь
ная
учебная
нагрузка

Трудоемкость в
часах

на дополнительный год обучения (6 класс) по дополнительной предпрофессиональной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»

Недельная нагрузка в
часах

11
11

.
ПО.02.

История искусств

ПО.02.УП.01 Беседы об искусстве
История народной культуры
ПО.02.УП.02
и изобразительного
.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01
Пленэр
.
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
К.04.01.

Консультации

82,5

33

49,5

-

-

-

82,5

33

49,5

742,5

330

28
28

1,5

1,5

412,5



12,5

412,5



22,5

28



28

11

х

11

х

440,5
770,5

440,5
4

836,5

363

12,5

12,5

473,5

23,5

23,5

22

Рисунок

4
17



473,5

5
22

2

2
Годовая нагрузка в
часах
4

К.04.02.
К.04.03
К.04.04.
К.04.05.
К.04.06.

А.05.00.

Живопись
Композиция
прикладная
Работа в материале
Беседы об искусстве
История
народной
культуры
и
изобразительного
искусства
Аттестация

ПА.05.01.
ИА.05.01.
ИА.05.01.01.

Промежуточная (экзамены)
Итоговая аттестация
Работа в материале
История народной культуры
ИА.05.01.02. и изобразительного
искусства
Резерв учебного времени

4

4

4

4

8
-

8
-

2

2

Годовой объем в неделях
2
1

2

1
1

Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и в 6 классе планируется следующим образом:
Рисунок - по 2 часа в неделю;
18

Живопись - по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная - по 2 часа в неделю;
Работа в материале – по 3 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
2. Бюджет времени в неделях

Классы

I
II
III
IV
V
VI
Итого:

Аудиторные занятия,
в том числе
промежуточная
аттестация в виде
зачетов и
контрольных уроков,
включая резерв
учебного времени
33
33
33
33
33
33
198

Промежуточная
аттестация
(экзамены)

Пленэр

1
1
1
1
1
5

1
1
1
1
4

Итоговая
аттестация

2
2

19

Каникулы

Всего

18
17
17
17
17
5
91

52
52
52
52
52
40
300

5. График образовательного процесса
Календарный учебный график
по ДПП "Декоративно-прикладное творчество", срок обучения 5 лет

О ктябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Каникул ы

7

8

9

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = = = = = = = = = = =

33

1

0

1

1

16

12

40

52

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = = = = = = = = = = =

33

1

0

1

1

16

12

40

52

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПАПА = = = = = = = = = = = =

33

1

2

1

1

40

40

Обозначения:

1-33 - аудиторные занятия

=

- каникулы

Р

ПА

- резерв учебного времени

20

- промежуточная аттестация

П

- пленэр

4 Х

Всего

6

всего недель

Пленэр

Резерв учебного
времени

5

15-21

4

22-31

3

1-7

2

8-14

1

25-31

52

3

4-10

40

11-17
18-24

12

27.6-3.7

16

6-12

1

13-19
20-26

1

23-29

0

30.5-5.6

1

2-8

33

9-15
16-22

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = = = = = = = = = = =

25.4-1.5

52

9

11-17

40

8

18-24

12

7

28.3-3.4
4-10

16

6

7-13

1

5

14-20
21-27

1

4

28.02-6.3

0

3

7-13

1

2

14-20
21-27

33

1

31.1-6.2

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = = = = = = = = = = =

17-23

9

24-30

8

3-9
10-16

7

20-26

6

27.12-2.01

5

6-12

1-7

4

13-19

18-24

25-31

3

29.11-5.12

4-10

11-17

2

15-21

27.9-3.10

1

2

22-28

13-19

20-26

1

Даты
Год обучения

8-14

1-5

6-12

Август

в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного

Сентябрь

Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

2. Сводные данные по бюджету времени (в
неделях)

1. График образовательного процесса

График образовательного процесса определяет его организацию и отражает: срок
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», бюджет времени
образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного
времени, время, сводные данные по бюджету времени. График образовательного процесса
утверждается Школой ежегодно.
При реализации ДПП «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5
лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по
пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по
пятый классы составляет 33 недели. При реализации ДПП «Декоративно-прикладное
творчество» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом
и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по
шестой классы составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. При
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет
летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый
классы – 12 недель. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со
сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Школа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром проводятся одну неделю в июне месяце или
рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на
занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 1-2 недели - проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также
освоение дополнительных профессиональных ОП.

6. Программы учебных предметов
(Прилагаются)
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения образовательной
программы обучающимися
Оценка качества образования по программе «Декоративно-прикладное
творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся. Освоение обучающимися ДПП «Декоративно-прикладное
творчество» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.
21

В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по программе
«Декоративно-прикладное творчество» используются контрольные работы, письменные и
устные опросы, просмотр работ, зачеты и др.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся по программе «Декоративно-прикладное творчество». Промежуточная
аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании
полугодий в соответствии с графиком образовательного процесса, обеспечивает
оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и
проводится с целью определения:
 качества реализации образовательного процесса;
 качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
 уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе
обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
 контрольных уроков,
 зачетов;
 экзаменов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов программы «Декоративноприкладное творчество» по итогам промежуточной аттестации обучающимся
выставляется оценка, которая по окончанию освоения обучающимся учебных предметов
программы «Декоративно-прикладное творчество» заносится в свидетельство об
окончании Школы.
Порядок выставления оценок:
 Текущая отметка выставляется в классный журнал.
 По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые отметки.
 Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам.
 Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений обучающихся в
образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и
программой.
 Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Фонды оценочных средств программы «Декоративно-прикладное творчество»,
разработанные преподавателями Школы для проведения промежуточной аттестации
обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и
степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области изобразительного искусства.
Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями
ФГТ, соответствуют целям и задачам программы «Декоративно-прикладное творчество» и
её учебному плану.
Фонды оценочных средств итоговой аттестации обеспечивают оценку качества
22

приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников
к возможному продолжению профессионального образования в области декоративноприкладного искусства.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение технических элементов задания. В том
случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по
форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее
убедительного воплощения художественного замысла.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В
том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала,
проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и
стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие
целостность выполненного задания.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании
достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение
элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо
проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает
недостаточное владение техническими приемами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки
и плохое владение материалом.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Работа в материале;
2)
История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
 знание
исторических
периодов
развития
декоративно-прикладного
и
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных
художественных школ;
 знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного
и изобразительного искусства;
 знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
 достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их
изобразительно-выразительных возможностей;
 навыки исполнения работы по композиции;
 наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
23

8. Программа творческой, методической и культурно-просветительной
деятельности образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности Школа создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
 выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, семинаров и др.)
 организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
 организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств учреждениями среднего профессионального и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного
искусства;
 использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а
также современного развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства
и образования;
 эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
 построения содержания ДПП «Декоративно-прикладное творчество» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей Свердловской
области.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
включается ежегодно в единые планы работы Школы на учебный год. Она включает в
себя мероприятия, имеющие периодический системный характер, такие как
внутришкольные, городские и областные олимпиады и конкурсы, выставки, семинары,
тематические вечера и другое.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».