СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи образовательной программы.
3. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства
«Живопись».
4. Учебный план.
5. График образовательного процесса (Календарный учебный график).
6. Программы учебных предметов.
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации,
результатов освоения образовательной программы обучающимися.
8. Программа
творческой,
методической
деятельности образовательного учреждения.
2
и
культурно-просветительской
1.
Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства (далее – ДПП) «Живопись»
муниципального бюджетного образовательного учреждения культуры
дополнительного образования детей «Детская художественная школа»
является системой учебно-методических документов, сформированной на
основе Федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства «Живопись», утвержденных приказами
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156,
от 26 марта 2013 года № 279.
ДПП определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути
реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки
выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график,
рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки
итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы,
обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся.
ДПП «Живопись» составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению
живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
и высшего профессионального образования в области изобразительного
искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства.
3
Срок освоения ДПП «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте двенадцати лет,
составляет 5 лет.
Срок освоения ДПП «Живопись» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства, может
быть увеличен на 1 год.
Школа реализует ДПП «Живопись» в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
ДПП
«Живопись»
обеспечивается
учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
Материально-технические условия реализации ДПП «Живопись»
обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
установленных ФГТ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации ДПП «Живопись» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
- выставочное пространство;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами;
- мастерские;
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
Школа имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Материально-техническая база Школы соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства»,
оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами).
Библиотечный фонд Школы
укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературой по всем учебным предметам, а также изданиями
художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в
объеме, соответствующем требованиям ДПП «Живопись». Библиотечный
4
фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на
каждых сто обучающихся.
Реализация ДПП «Живопись» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование,
составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной ДПП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны
иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено
преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и
государственные почетные звания в соответствующей профессиональной
сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное
образование и стаж практической работы в соответствующей
профессиональной сфере более 15 последних лет.
Непрерывность
профессионального
развития
педагогических
работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных
ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в
образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники
Школы
осуществляют творческую и методическую работу.
2. Цели и задачи программы
Основными целями предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» являются:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;
-создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно- нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений, навыков в области
художественного творчества;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира и Российской Федерации;
- подготовка одаренных детей к поступлению в высшие и средние
профессиональные образовательные учреждения художественного профиля.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
5
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации умению планировать свою домашнюю работу, приобретению
навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю
работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися
в образовательном процессе, уважительному отношению к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных
способов достижения результата.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися
ДПП «Живопись»
При приеме на обучение по ДПП «Живопись» Школа проводит отбор
детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей
к
художественно-исполнительской
деятельности.
Дополнительно
поступающий
может
представить
самостоятельно
выполненную художественную работу.
Минимум содержания ДПП «Живопись» должен обеспечивать
целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
ею в процессе освоения ДПП художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков.
6
Результатом освоения ДПП «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы
(объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения
технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над
пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и
постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия,
плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок»,
«живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в
художественной деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных
произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические
периоды.
Результатом освоения ДПП «Живопись» с дополнительным годом
обучения, сверх обозначенных выше предметных областей, является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
7
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных
школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в
творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности
рисунка и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные
материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом
решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной
проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного
искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам
обязательной части отражают:
Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных
положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей
их эмоционального состояния; - навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
8
Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и
эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство,
фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей
построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного
материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике,
цвете, контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительновыразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой
творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве,
его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западноевропейском и
русском изобразительном искусстве;
9
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного
вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в
сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется
художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства,
умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с
другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного
художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
- знание о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом
решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной
проработкой деталей.
4. Учебный план
Учебные планы ДПП «Живопись» разработаны Школой в
соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебные планы отражают структуру ДПП «Живопись», определяют
содержание и организацию образовательного процесса в Школе с учетом:
10
- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и
основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего образования в области искусств;
- сохранения единства образовательного пространства Российской
Федерации в сфере культуры и искусства;
- индивидуального творческого развития детей;
- социально-культурных особенностей Свердловской области.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного
процесса по реализуемой ДПП «Живопись» и сроков обучения по этой
программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения
учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы
промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету
(максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте 10-12 лет, составляет
пять лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства, может
быть увеличен на один год.
Школа также реализует ДПП «Живопись» по индивидуальным
учебным планам с учетом ФГТ.
ДПП «Живопись» включает 2 учебных плана с учетом
дополнительного года обучения, в соответствии со сроками обучения,
обозначенными ФГТ.
Учебный план ДПП «Живопись» предусматривает следующие
предметные области:
- изобразительное творчество;
- пленэрные занятия;
- история искусств
и разделы:
- консультации;
- промежуточная аттестация;
- итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части,
которые состоят из учебных предметов.
11
При реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 5 лет общий
объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1868,5 часа, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок – 561 час,
УП.02.Живопись – 495 часов, УП.03.Композиция станковая – 363 часа;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02.История изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов.
При реализации ДПП «Живопись» с дополнительным годом обучения
к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки
обязательной части составляет 2208 часов, в том числе по предметным
областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок – 660 часов,
УП.02.Живопись – 594 часа, УП.03.Композиция станковая – 429 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа,
УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 227,5
часа;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 140 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Учебные
предметы
вариативной
части
определяются
Школой
самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый
Школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может
составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей
обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 5 лет
вариативная часть включает следующие предметы: В.01. Скульптура – 132
часа, В.09. Графическая композиция – 297 часа
При реализации ДПП «Живопись» с дополнительным годом обучения
вариативная часть включает следующие предметы: В.09. Графическая
композиция – 33 часа
Реализация ДПП «Живопись» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям, что утверждается приказом директора по
согласованию с коллегиальным органом Школой (методсовет, педсовет).
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 90 часов при реализации ОП со
12
сроком обучения 5 лет и 108 часов с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени устанавливается Школой из расчета одной недели в
учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу
обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного
времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной
частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу
обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по
каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает
26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам
учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях Школы.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и
навыков имеют право на освоение ДПП «Живопись» по индивидуальному
учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не
предусмотрено.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие
целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для
работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение
домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры
(выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности Школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется
13
преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
художественными
изданиями,
конспектами
лекций,
аудиои
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по
каждому учебному предмету.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и
видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного
плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть
обеспечены доступом к сети Интернет.
Школа создает условия для взаимодействия с другими ОУ,
реализующими ОП в области изобразительного искусства, в том числе и
профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения
недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы,
получения консультаций по вопросам реализации программы «Живопись»,
использования передовых педагогических технологий.
14
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Нормативный срок обучения – 5 лет
1
4
8
Структура и объем ОП
35024096
3502,5
1633,51930,5
1633,5
1868,5-2165,5
1868,5
2838
1419
1419
ПО.01.УП.01
Рисунок
.
990
429
561
2, 4,6,
10
ПО.01.УП.02
Живопись
.
924
429
495
1,3…
9
ПО.01.УП.03
Композиция станковая
.
924
561
363
1,3…
9
5-й класс
4-й класс
3-й класс
1-й класс
2-й класс
Распределение по годам обучения
Экзамены
Зачеты, контрольные
уроки
Индивидуальные
занятия
7
(по
полугодиям)
3
ПО.01.
6
Промежуто
чная
аттестация
2
Обязательная часть
Художественное
творчество
5
Мелкогрупповые
занятия
Групповые занятия
Самостоятельная
работа
Трудоемкость в
часах
Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов
Трудоемкость в
часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максим
альная
учебная
нагрузка
Аудиторные
занятия
(в часах)
Количество недель аудиторных занятий
9
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
Недельная нагрузка в часах
8
2
…8
2
…-
3
3
4
4
3
3
3
3
2
2
3
8
ПО.02.
История искусств
ПО.02.УП.01
Беседы об искусстве
.
ПО.02.УП.02 История изобразительного
.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.0
Пленэр
1
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть
462
214,5
66
16,5
396
198
3300
49,
5
2
198
1633,5
4,6,8
11,5
1666,5
18
20
22
23
х
х
х
х
1
1
1
1
2
2
2
2
1
11.5
12,5
12,5
13,5
13,5
19
22
26
26
25
4, 6,
8, 9
1778,5
577
148
429
132
66
В.02.
Графическая композиция
379
82
297
2207,5
3989
1781,5
1,5
10,5
22
198
1,5
9,5
112
Скульптура
1,5
9,5
112
1633,5
1,5
112
3412
1,5
1666,5
112
В.01.
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации
247,5
2207,5
90
90
16
9
4, 6,
10
2, 4,
6, 10
31
9
Годовая нагрузка в часах
К.04.01.
К.04.02.
К.04.03
К.04.04.
К.04.05.
А.05.00.
Рисунок
Живопись
Композиция
станковая
Беседы об искусстве
История
изобразительного
искусства
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
40
8
8
8
8
2
2
8
Аттестация
ПА.05.01.
Промежуточная (экзамены)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
ИА.05.02.01. Композиция станковая
История изобразительного
ИА.05.02.02.
искусства
Резерв учебного времени
20
20
2
2
2
1
1
1
2
Годовой объем в неделях
4
2
1
1
1
5
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся:
групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной
частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального
объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 1-2 классы – по 2 часа; 3-5 классы - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - 1-3 классы – по 3 часа; 4-5 классы - по 4 часа в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.
17
3. Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия,
в том числе
промежуточная
аттестация в виде
Классы
зачетов и
контрольных уроков,
включая резерв
учебного времени
I
33
II
33
III
33
IV
33
V
33
Итого:
165
Промежуточная
аттестация
(экзамены)
Пленэр
1
1
1
1
4
1
1
1
3
18
Итоговая
аттестация
2
2
Каникулы
Всего
18
17
17
17
5
74
52
52
52
52
40
248
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1
ПО.01.
2
8
2-е полугодие
1-е полугодие
Экзамены
Зачеты, контрольные
уроки
Мелкогрупповые
занятия
Индивидуальные
занятия
7
Количество недель
аудиторных занятий
9
11
12
10
11
Структура и объем ОП
722,5-788,5
363-396
359,5-392,5
Обязательная часть
722,5
363
359,5
Художественное
творчество
594
330
264
198
99
99
11
3
198
99
99
11
3
3
198
132
66
2
2
82,5
33
49,5
19
6
Распределение по
полугодиям
4
История искусств
5
Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)
3
ПО.01.УП.01
Живопись
.
ПО.01.УП.02
Рисунок
.
ПО.01.УП.03
Композиция станковая
.
ПО.02.
Аудиторные занятия
(в часах)
Групповые занятия
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Самост.
работа
Трудоемкость в
часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максимальная
учебная
нагрузка
Трудоемкость в
часах
на дополнительный год обучения (6 класс) по предпрофессиональной программе
в области изобразительного искусства
«Живопись»
Недельная нагрузка в
часах
11
ПО.02.УП.01
Беседы об искусстве
.
ПО.02.УП.02 История изобразительного
.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01
Пленэр
.
Аудиторная нагрузка по трем
предметным областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по трем предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01.
Графическая композиция
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации
К.04.01.
К.04.02.
К.04.03.
К.04.04.
Живопись
Рисунок
Композиция станковая
Беседы об искусстве
История
изобразительного
К.04.08.
-
-
-
-
82,5
33
49,5
11
676,5
363
28
28
-
-
1,5
1,5
313,5
9,5
313,5
20,5
28
28
-
х
11
х
341,5
704,5
363
341,5
3
66
66
770,5
33
33
1
374,5
10,5
10,5
374,5
22,5
22,5
12
4
18
2
4
4
8
-
Годовая нагрузка в
часах
4
4
8
-
2
2
18
20
1
33
33
396
2
искусства
А.05.00.
Аттестация
Промежуточная
(экзамены)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
ИА.05.02.01. Композиция станковая
История изобразительного
ИА.05.02.02.
искусства
Резерв учебного времени
ПА.05.01.
Годовой объем в неделях
-
-
2
1
2
1
1
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 6 классе следующим образом:
Рисунок - по 3 часа в неделю;
Живопись - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - по 4 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
21
2. Бюджет времени в неделях
Аудиторные занятия,
в том числе
промежуточная
Промежуточная
аттестация в виде
Классы
аттестация
зачетов и
(экзамены)
контрольных уроков,
включая резерв
рабочего времени
I
33
1
II
33
1
III
33
1
IV
33
1
V
33
1
VI
33
Итого:
198
5
Пленэр
1
1
1
1
4
Итоговая
аттестация
2
2
22
Каникулы
Всего
18
17
17
17
17
5
91
52
52
52
52
52
40
300
5. График образовательного процесса
(Календарный учебный график)
Календарный
учебный
график
определяет
организацию
образовательного процесса и отражает: срок реализации программы
«Живопись», бюджет времени образовательного процесса (в неделях),
предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время,
сводные данные по бюджету времени. Календарный учебный график
утверждается Школой ежегодно.
При реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 5 лет
продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со
второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных
занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации
ДПП «Живопись» с дополнительным годом обучения продолжительность
учебного года в пятом и шестом классах составляет 40 недель.
Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет
33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4
недель. При реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 5 лет летние
каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по
четвертый классы – 12 недель.
При реализации ДПП «Живопись» со сроком обучения 6 лет в пятом
классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние,
весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Школа
обеспечивает проведение пленэрных занятий в
соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром
проводятся в течение одной недели в июне месяце и рассредоточено в
различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на
занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных ОП.
6. Программы учебных предметов
(Прилагаются)
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения образовательной
программы обучающимися
Оценка качества образования по программе «Живопись» включает в
себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающихся. Освоение обучающимися ДПП «Живопись» завершается
итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по
программе «Живопись» используются контрольные работы, письменные и
устные опросы, просмотр работ, зачеты и др.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля
учебной работы обучающихся по программе «Живопись». Промежуточная
аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по
окончании полугодий в соответствии с графиком образовательного процесса,
обеспечивает
оперативное
управление
учебной
деятельностью
обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному
предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на
определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- контрольных уроков,
- зачетов;
- экзаменов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных
предметов программы «Живопись» по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая по окончанию освоения
обучающимся учебных предметов программы «Живопись» заносится в
свидетельство об окончании Школы.
24
Порядок выставления оценок:
- Текущая отметка выставляется в классный журнал.
- По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и
годовые отметки.
- Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по
классам.
- Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений обучающихся
в образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом
и программой.
- Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную
ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по
которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Фонды оценочных средств ДПП «Живопись», разработанные
преподавателями Школы для проведения промежуточной аттестации
обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области изобразительного
искусства.
Фонды оценочных средств являются полными и адекватными
отображениями ФГТ, соответствуют целям и задачам ПП «Живопись» и её
учебному плану.
Фонды оценочных средств итоговой аттестации обеспечивают оценку
качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень
готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области изобразительного искусства.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем
выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение технических
элементов задания. В том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено
индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее
убедительного воплощения художественного замысла.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном
выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение
технических элементов задания. В том случае, когда учеником
демонстрируется
достаточное
понимание
материала,
проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и
25
стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не
разрушающие целостность выполненного задания.
Оценка
«3»
(удовлетворительно)
выставляется
при
демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной
задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей,
неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены
с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и
индивидуальное
отношение,
учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии
выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за
грубые технические ошибки и плохое владение материалом.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
определяются Школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной
интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов
развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров
изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их
изобразительно-выразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
26
8. Программа творческой, методической и культурнопросветительной деятельности образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его
доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности Школа создает комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного
искусства;
- организации творческой деятельности
обучающихся путем
проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей,
мастер-классов, семинаров и др.)
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и
организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.);
организации
творческой
и
культурно-просветительской
деятельности совместно с другими детскими школами искусств
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития
изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- построения содержания ДПП «Живопись»
с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей
Свердловской области.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности включается ежегодно в единые планы работы Школы на
учебный год. Она включает в себя мероприятия, имеющие периодический
системный характер, такие как внутришкольные, городские и областные
олимпиады и конкурсы, выставки, семинары, тематические вечера и другое.
27
28