Структура образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество»
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы «Декоративно-прикладное
творчество»
Цель и задачи программы «Декоративно-прикладное творчество»
Срок реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»
Критерии отбора детей в ДХШ
Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество»
Организация образовательного процесса
Финансовая и материально-техническая база реализации программы «Декоративноприкладное творчество»
II.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
III.
Учебный план
Учебный план по программе «Декоративно-прикладное творчество» (Нормативный
срок обучения – 8 лет)
Учебный план на дополнительный год обучения (9 класс) по программе «Декоративноприкладное творчество»
IV.
График образовательного процесса
График образовательного процесса по программе «Декоративно-прикладное
творчество» (Нормативный срок обучения – 8 лет)
График образовательного процесса на дополнительный год обучения (9 класс) по
программе «Декоративно- прикладное творчество»
V.
Программы учебных предметов
Программы учебных предметов предметной области «Художественное
творчество»
Основы ИЗО и рисования
Прикладное творчество
Лепка
Рисунок
Живопись
Композиция прикладная
Работа в материале
Программы учебных предметов предметной области «История искусств»
Беседы об искусстве
История народной культуры и изобразительного искусства
Программы учебных предметов предметной области «Пленэрные занятия»
Пленэр
Программы учебных предметов предметной области «Вариативная часть»
Рисунок
Живопись
VI.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Критерии оценок
Критерии оценки качества исполнения
VII.
Программа методической, творческой и просветительской деятельности
образовательного учреждения
VIII. Методическое обеспечение образовательного процесса
- Средства обучения
- Материально-технические условия реализации учебного предмета
- Информационное обеспечение программы
I.
I.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы «Декоративно-прикладное
творчество»
Дополнительная предпрофессиональная программа в области декоративноприкладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» (далее – программа
«Декоративно-прикладное творчество») разработана на основе и с учетом федеральных
государственных требований.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем
детском возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративноприкладного искусства.
Цель и задачи программы «Декоративно-прикладное творчество»
Цель программы «Декоративно-прикладное творчество»:
обеспечение преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и
основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного и декоративноприкладного искусства для сохранения единства образовательного пространства
Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Задачами программы «Декоративно-прикладное творчество» являются:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать
свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию
навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном
процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»
Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей,
поступивших в ДХШ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или
среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на один год.
ДХШ имеет право реализовывать программу «Декоративно-прикладное
творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с
учетом федеральных государственных требований.
Критерии отбора детей в ДХШ
При приеме на обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество»
ДХШ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор
детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие
способностей к художественной деятельности.
Федеральные государственные требования являются основой для оценки качества
образования. Освоение обучающимися программы «Декоративно-прикладное
творчество», разработанной на основании федеральных государственных требований,
завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДХШ.
Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество»
Программа «Декоративно-прикладное творчество» определяет содержание и
организацию образовательного процесса в ДХШ. Программа «Декоративно-прикладное
творчество» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие
обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики,
самостоятельной работы по изучению и постижению декоративно-прикладного
искусства.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности ДХШ создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области декоративно-прикладного
искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих
вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, мастер-классов и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими художественными школами, в том числе по различным видам
искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на
лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития декоративно-прикладного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта
Российской Федерации;
эффективного управления ДХШ.
Организация образовательного процесса
При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком
обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс
39 недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы – 33 недели.
При
реализации
программы
с
дополнительным
годом
обучения
продолжительность учебного года в восьмом и девятом классах составляет 40 недель,
продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. При
реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет
летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по седьмой
классы – 12 недель. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество»
со сроком обучения 9 лет в девятом классе устанавливаются каникулы объемом 12
недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
ДХШ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной
недели в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего
объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек),
групповых занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют
право на освоение программы «Декоративно-прикладное творчество» по
индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не
предусмотрено.
Программа «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается учебнометодической документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение
по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности ДХШ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДХШ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме:
123 часа со сроком обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации
(экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на
период летних каникул.
Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается
педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять
не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по данной образовательной программе.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной программы в области декоративно-прикладного
искусства «Декоративно-прикладное творчество»
Минимум содержания программы «Декоративно-прикладное творчество»
обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение
ею в процессе освоения образовательной программы художественных и теоретических
знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество»
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области художественного творчества:
знания основных видов народного художественного творчества;
знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих
задач;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
навыков работы в различных техниках и материалах;
навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными
мотивами;
знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную
перспективу и естественную освещенность;
умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись»,
«композиция»;
в области истории искусств:
знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного
искусства;
первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
умения использовать полученные теоретические знания в художественно- творческой
деятельности.
Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» с
дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий
декоративно-прикладного искусства;
умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественнотворческих работах;
навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
знания закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
эскизами;
навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
знания
истории создания, стилистических особенностей лучших образцов
изобразительного, декоративно- прикладного искусства и народного художественного
творчества;
навыков восприятия современного искусства.
Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по
учебным предметам обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
знание различных видов изобразительного искусства; знание основных жанров
изобразительного искусства; знание основ цветоведения;
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта,
ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности,
статики-динамики, симметрии-асимметрии;
умение работать с различными материалами;
умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и
композиционного решения; наличие образного мышления, образной памяти,
эстетического отношения к действительности.
Прикладное творчество:
знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного
искусства и художественных промыслов;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности; умение
работать с различными материалами;
умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа,
конструирования; умение изготавливать игрушки из различных материалов; навыки
заполнения объемной формы узором; навыки ритмического заполнения
поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Лепка:
знание
понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер
предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор»,
«композиция»;
знание особенностей работы с пластическими материалами;
умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
умение создавать работы с натуры и по памяти;
умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки
конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов
перспективы;
умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы; умение
моделировать форму предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры
и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в
условиях
пространственно-воздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыки использования основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция прикладная:
знание
основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции
(ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в
композиционных работах;
умение находить художественные средства, соответствующие композиционному
замыслу;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы.
Работа в материале:
знание физических и химических свойств материалов, применяемых при
выполнении изделий декоративно- прикладного творчества;
умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия
декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
навыки работы в различных техниках и материалах.
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах,
направленный
на
формирование
эстетических
взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства; навыки восприятия
художественного образа.
История народной культуры и изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
знание
основных видов народного художественного творчества, его
особенностей, народных истоков декоративно- прикладного искусства;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
знание основных центров народных художественных промыслов;
умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты
художественного стиля, выявлять средства выразительности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок,
живопись, композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с
подробной проработкой деталей.
III.
Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
1
2
5
3
4
6
1992-2420
1992
2863-3291
Обязательная часть
4855-57111)
4855
Художественное творчество
4115
1778
2337
7
8
8-й класс
7-й класс
6-й класс
5-й класс
4-й класс
3-й класс
2-й класс
Распределение по годам обучения
1-й класс
Экзамены
Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)
Зачеты, контрольные уроки
Индивидуальные занятия
Мелкогрупповые занятия
Групповые занятия
Трудоемкость в часах
Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов
Самост.работа
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максимальная
учебная
нагрузка
Аудиторные занятия
(в часах)
Количество недель аудиторных занятий
9
32
33
33
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
15
16
17
Структура и объем ОП
ПО.01.
Недельная нагрузка в часах
2863
ПО.01.УП.01.
Основы изобразительной
грамоты и рисование
392
196
196
2,4
ПО.01.УП.02.
Прикладное творчество
294
98
196
ПО.01.УП.03.
Лепка
294
98
196
ПО.01.УП.04.
Рисунок3)
726
330
396
ПО.01.УП.05.
Живопись
726
330
396
ПО.01.УП.06.
Композиция прикладная
495
330
165
ПО.01.УП.07.
ПО.02.
ПО.02.УП.01.
Работа в материале
1188
396
История искусств
477
214
Беседы об искусстве
147
49
История народной культуры и
ПО.02.УП.02.
изобразительного искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
ПО.03.
ПО.03.УП.01.
Пленэрные занятия 4)
Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
330
4592
165
1992
140
2
2
2,4,6
2
2
2
2,4,6
2
2
2
14
2
8…
-14
2
1
1
1
1
1
4
4
5
5
6
1
1
1
1
1
8…
-12,15
7,9…
-15
8…
-14,15
7,9…
-15
8…
-14
263
98
2,4,6
1
1
8…
-14
2600
7
7
12
11
11
12
2600
11,5
11,5
21
20
21
22
х
х
х
х
165
140
140
4732
792
6
140
1992
1
8…
-16
х
2740
2740
39
10
просмотров, экзаменов по трем предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть5)
462
231
231
0
В.01.
Живопись
198
99
99
8…
-16
В.02.
Рисунок
198
99
99
14, 16
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной
части:
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной
части:6)
Всего количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
К.04.02.
Основы изобразительной
грамоты и рисование
Прикладное творчество
К.04.03
К.04.01.
5588
2420
-
2
2
1
1
1
1
1
1
3168
7
7
7
12
12
13
13
14
3168
13,5
13,5
13,5
25
25
24
25
26
49
123
0
10
Годовая нагрузка в часах
123
6
2
2
2
6
2
2
2
Лепка
6
2
2
2
К.04.04.
Рисунок
20
4
4
4
4
К.04.05.
Живопись
20
4
4
4
4
10
2
2
2
2
40
8
8
8
8
2
4
Композиция
К.04.06.
прикладная
К.04.07
Работа в материале
К.04.08
Беседы об искусстве
История
1
1
1
народной
культуры
К.04.09
3
и
12
2
2
7
20
20
1
1
1
изобразительного
искусства
Всего количество годовой нагрузки в часах:
А.05.00.
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
ПА.05.01.
7
7
20
22
Годовой объем в неделях
7
1
1
1
1
2
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
ИА.05.02.01.
Работа в материале
1
1
ИА.05.02.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
1
1
времени7)
8
Резерв учебного
1
1
1
1
1
1
1
1
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДХШ предлагается минимальное и максимальное
количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части количества
часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть
разрабатывается ДХШ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДХШ на занятия преподавателя с
обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на
аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать
до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании ДХШ «Вариативной части» ОП, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области
декоративно-прикладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда для педагогических
работников.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр
необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и
нечетные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по
полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДХШ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде
контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДХШ. По усмотрению ДХШ
оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время,
отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на
аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме
8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8 классы – по 28 часов в год.
В данном учебном плане ДХШ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. ДХШ может
воспользоваться предложенным вариантом, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (В.01.-В.03.) или
самостоятельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. Перечень ОП «Вариативной части»
формируется ОУ ежегодно на учебный год. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части должен
заканчиваться установленной ДХШ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х»
обозначена возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДХШ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени. Резерв учебного времени устанавливается ДХШ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее
окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11
человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим
образом:
Прикладное творчество – по 1 часу в неделю;
Лепка – по 1 часу в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – по 2 часа в неделю;
Рисунок - 4-8 классы – по 2 часа в неделю;
Живопись - 4-8 классы – по 2 часа в неделю;
Композиция прикладная - 4-8 классы – по 2 часа в неделю;
Работа в материале - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной программе
в области декоративно-прикладного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
2
3
4
Структура и объем ОП
792,5-858,5)
330-363
Обязательная часть
792,5
330
660
297
363
-
-
-
-
-
-
Художественное творчество
ПО.01.УП.01.
Основы изобразительной грамоты
5
6
7
2-е полугодие
Распределение по учебным
полугодиям
1-е полугодие
Индивидуальные
занятия
Трудоемкость
в часах
Мелкогрупповые
занятия
Трудоемкость вчасах
Зачеты, контрольныеуроки
Наименование частей, предметныхобластей,
разделов и учебных предметов
1
ПО.01.
Промежуточнаяаттестация
(по учебным полугодиям)
Аудиторные занятия(в
часах)
Групповые занятия
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Самост.работа
Экзамены
Максимальная
учебная нагрузка
Количество недель
аудиторных занятий
8
9
17
18
10
11
462,5-495,5
Недельная нагрузка в часах
462,5
и рисование
ПО.01.УП.02.
Прикладное творчество
ПО.01.УП.03.
Лепка
-
-
-
ПО.01.УП.04.
Рисунок
132
66
66
17
2
2
ПО.01.УП.05.
Живопись
132
66
66
17
2
2
ПО.01.УП.06.
Композиция прикладная
99
66
33
17
1
1
Работа в материале
297
99
198
17
6
6
82,5
33
49,5
17
1,5
1,5
ПО.01.УП.07.
ПО.02.
История искусств
ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
ПО.02.УП.02.
История народной культуры и
-
-
82,5
33
49,5
изобразительного искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум предметным
областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия
ПО.03.УП.01.
Пленэр
742,5
28
28
Аудиторная нагрузка по трем предметным
12,5
412,5
22,5
28
28
440,5
областям:
Максимальная нагрузка по трем предметным
областям:
330
412,5
770,5
440,5
18
х
х
Количество контрольных уроков, зачетов,экзаменов
В.00.
4
Вариативная часть
3)
x
x
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативнойчасти:5)
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной
части:5)
770,5
330
x
440,5
12,5
12,5
440,5
22,5
22,5
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации6)
2
5
22
2
Годовая нагрузка в часах
22
К.04.01.
Основы изобразительной грамоты
и рисование
К.04.02.
Прикладное творчество
К.04.03
Лепка
К.04.04.
Рисунок
4
4
К.04.05.
Живопись
4
4
К.04.06.
Композиция прикладная
4
4
К.04.07.
Работа в материале
8
8
К.04.08.
Беседы об искусстве
2
2
К.04.09.
История
народной
культуры
и
изобразительного
искусства
А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ИА.05.01.
Итоговая аттестация
2
ИА.05.01.01.
Работа в материале
1
ИА.05.01.02.
История народной культуры и
изобразительного искусства
1
Резерв учебного времени6)
2
1
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за
весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим образом:
Рисунок - по 2
часа в неделю;
Живопись - по 2
часа в неделю;
Композиция прикладная - по
2 часа в неделю; Работа в
материале – по 3 часа в
неделю;
История народной культуры и изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
1
IV.
График образовательного процесса по программе «Декоративно-прикладное творчество»
3
Календарный учебный график
по ДПП "Декоративно-прикладное творчество", срок обучения 8 лет
5
6
7
8
9
= 10 11 12 13 14 15 16 =
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
= 10 11 12 13 14 15 16 =
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
= 10 11 12 13 14 15 16 =
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
= 10 11 12 13 14 15 16 =
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Обозначения:
1-33
Всего
4
в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного
3
всего недель
2
Резерв учебного
времени
1
Пленэр
3
13
40
52
17
13
40
52
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
0
1
17
13
40
52
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
16
12
39
52
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
16
12
39
52
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
16
12
39
52
= 10 11 12 13 14 15 16 =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П =
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
16
12
39
52
= 10 11 12 13 14 15 16 =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П =
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
5
Х
39
41
- аудиторные занятия
=
- каникулы
23-29
18
1
2-8
1
0
9-15
16-22
0
1
11-17
1
33
18-24
32
=
7-13
=
=
14-20
21-27
=
=
7-13
=
=
14-20
21-27
=
=
17-23
=
=
24-30
=
=
3-9
10-16
=
=
20-26
=
=
6-12
=
=
13-19
=
=
15-21
=
=
22-28
=
8-14
15-21
= 10 11 12 13 14 15 16 =
22-31
= 10 11 12 13 14 15 16 =
9
1-7
9
8
8-14
8
7
25-31
7
6
Каникул ы
4-10
6
5
Август
11-17
18-24
1-7
5
4
Июль
27.6-3.7
18-24
25-31
4
3
Июнь
6-12
4-10
11-17
3
2
Май
13-19
20-26
27.9-3.10
2
1
Апре ль
30.5-5.6
13-19
20-26
1
2
Март
25.4-1.5
1-5
6-12
1
Даты
Год обуче ния
Фе враль
28.3-3.4
4-10
Январь
28.02-6.3
Де кабрь
31.1-6.2
Ноябрь
27.12-2.01
О ктябрь
29.11-5.12
С е нтябрь
Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
2. Сводные данные по бюджету
времени (в неделях)
1. График образовательного процесса
= 17 18 19 20 21 22 = 23 24 25 = 26 27 28 29 30 31 32 Р ПА =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА =
= 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА =
Р
- резерв учебного времени
ПА
- промежуточная аттестация
П
- пленэр
Календарный учебный график определяет организацию образовательного процесса
и отражает: срок реализации программы «Живопись», бюджет времени образовательного
процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, сводные
данные по бюджету времени. Календарный учебный график утверждается ДХШ ежегодно.
ДХШ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром проводятся в течение одной недели в июне
месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени,
отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год
V.
Программы учебных предметов (прилагаются)
Программы учебных
творчество»
предметов
предметной
области
«Художественное
Основы изобразительной грамоты и рисования
Прикладное творчество
Лепка
Рисунок.
Живопись
Композиция прикладная
Работа в материале
Программы учебных предметов предметной области «История искусств»
Беседы об искусстве
История народной культуры и изобразительных искусств
Программы учебных предметов предметной области «Пленэрные занятия»
Пленэр
Программы учебных предметов предметной области «Вариативная часть»
Рисунок
Живопись
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративноприкладное творчество»
Оценка качества образования по программе «Декоративно-прикладное
творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся. Освоение обучающимися ДПП «Декоративно-прикладное
творчество» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДХШ.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по программе
«Декоративно-прикладное творчество» используются контрольные работы, письменные и
устные опросы, просмотр работ, зачеты и др.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся по программе «Декоративно-прикладное творчество». Промежуточная
аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании
полугодий в соответствии с графиком образовательного процесса, обеспечивает
оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и
проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном
этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- контрольных уроков,
- зачетов;
- экзаменов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного
на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По
завершении изучения учебных предметов программы «Декоративно-прикладное
творчество» по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка,
которая по окончанию освоения обучающимся учебных предметов программы
«Декоративно-прикладное творчество» заносится в свидетельство об окончании ДХШ.
Порядок выставления оценок:
- Текущая отметка выставляется в классный журнал.
- По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые
отметки.
- Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам.
- Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений обучающихся в
образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и программой.
- Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Фонды оценочных средств ДПП «Декоративно-прикладное творчество»,
разработанные преподавателями ДХШ для проведения промежуточной аттестации
обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и
степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области декоративно-прикладного искусства.
Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями
ФГТ, соответствуют целям и задачам программы «Декоративно-прикладное творчество» и
её учебному плану.
Фонды оценочных средств итоговой аттестации обеспечивают оценку качества
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников
к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного
искусства.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение технических элементов задания. В том
случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее
убедительного воплощения художественного замысла.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В
том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала,
проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и
стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие
целостность выполненного задания.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании
достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение
элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо
проявляется
осмысленное
и
индивидуальное
отношение,
учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки
и плохое владение материалом.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ДХШ
на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Работа в материале;
2) История народной культуры и изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание
профессиональной
терминологии,
основных
работ
мастеров
изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
VII. Программа творческой, методической и просветительной деятельности
образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности ДХШ создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, семинаров и
др.)
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
- организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания ДПП «Декоративно-прикладное творчество» с учетом
индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей Свердловской
области.
Программа творческой, методической и просветительской деятельности
включается ежегодно в единые планы работы ДХШ на учебный год. Она включает в себя
мероприятия, имеющие периодический системный характер, такие как внутришкольные,
городские и областные олимпиады и конкурсы, выставки, семинары, тематические вечера
и другое.
VIII. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натурным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд
работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натурный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается
печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературой по изобразительному искусству, декоративно-прикладному
искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Учебные
аудитории оснащены натурными столами, мольбертами, компьютером, доской,
предметами натурного фонда.
2.
3.
Информационное обеспечение программы
Учебная литература:
1. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск: Высш. шк., 1984.
2. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. — Минск: Беларусь,
2002.
3. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М.: издатель Аронов, 2001.
4. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2005.
6. Драгунский, В. Цветовой личностный тест / В. Драгунский. — Минск: Харвест, 1999.
7. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. — СПб.: Азбука-классика, 2006.
8. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский. — М., 1911.
9. Раппопорт, С. От художника к зрителю. Проблемы художественого творчества /
С. Раппопорт. — М.: Советский художник, 1978.
10.Мастера искусства об искусстве. — М.: Искусство, 1966.
11. Кузин, В. Психология / В. Кузин. — М.: Агар, 1997.
12. Фетисов, И. Западноевропейская живопись 20 века / И. Фетисов. — М.:
Изобразительное искусство, 1998.
13. Кантор, А. Изобразительное искусство 20 века / А. Кантор. — М.: Искусство, 1973.
14. Альфонсов, В. Слова и краски / В. Альфонсов. — СПб.: САГА, Азбука-классика,
Наука, 2006.
15. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков. —
М.: Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001.
16.Психология художественного творчества. — Минск: Харвест, 1999.
17. Беда, Г. Живопись / Г. Беда. — М.: Искусство, 1971.
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
3. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
6. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО ―СФЕРА‖; ―Сварог‖, 1996
7. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. –
Ростов н/д: Феникс, 2007
8. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
1. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ,
2004. – С. 96
2. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/
Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96
3. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2005. - С. 126
Интернет-ресурсы:
1. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
2. http://www.museum-online.ru/ – виртуальный музей искусств, художники,
биографии художников, история живописи.
3. http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html - русская живопись 19 века.
Русские художники в русском изобразительном искусстве.
4. http://www.museumpushkin.ru/ – Музей Пушкина.
5. http://www.tretyakovgallery.ru/ – Третьяковская галерея.
6. www.hermitagemuseum.org/html_Ru - Эрмитаж.
7. http://rusmuseum.ru/ - Русский музей.
8. http://www.bibliotekar.ru/ – «Энциклопедия для детей» Аванта
9. http://www.artsait.ru/ - обширнейший материал о русской живописи.
Информацию о русских худож- никах начиная с древности и до наших дней.
Приведены биографии художников и их наиболее значимые работы.
10. http://www.wm-painting.ru/ – портал о живописи, картинах, стилях в дизайне
интерьера и архитекту- ре, о странах мира их культурных современных и
исторических традициях и художниках, сумевших запе- чатлеть всѐ это в своих
произведениях.
11. http://www.artap.ru/galery.htm -женские портреты великих мастеров. Галерея
женских портретов.
12. http://www.art-paysage.ru/ - о жизни и творчестве крупнейших мастеров пейзажа.
13. http://www.artlib.ru/ - библиотека изобразительных искусств.
14. http://www.bibigon.ru/ Из программы ты узнаешь, что такое мастихин и сангина,
чем отличается граффити от аэрографии и как рисовать углем и пастелью. Тебя
научат писать портреты, лепить скульптуры и мастерить оригинальные подарки
своим друзьям.
15. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
16. Галерея русских художников 20 века