Структура программы «Живопись»
I.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы «Живопись»
Цель и задачи программы «Живопись»
Срок реализации программы «Живопись»
Критерии отбора детей в ДХШ
Реализация программы «Живопись»
Организация образовательного процесса
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
II.
III.
Учебный план
Учебный план по программе «Живопись» (Нормативный срок обучения – 8 лет)
Учебный план на дополнительный год обучения (9 класс) по программе «Живопись»
IV.
График образовательного процесса.
График образовательного процесса по программе «Живопись» (Нормативный срок
обучения – 8 лет)
График образовательного процесса с дополнительным годом обучения по программе
«Живопись» (Срок обучения - 9 лет)
V.
Программы учебных предметов
учебных предметов предметной области «Художественное
творчество»
Основы изобразительной грамоты и рисования
Прикладное творчество
Лепка
Рисунок.
Живопись
Композиция станковая
Программы учебных предметов предметной области «История искусств»
Беседы об искусстве
История изобразительных искусств
Программы учебных предметов предметной области «Пленэрные занятия»
Пленэр
Программы учебных предметов предметной области «Вариативная часть»
Скульптура
Графическая композиция
Программы
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы
«Живопись»
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
- Критерии оценок
VII.
Программа творческой, методической
образовательного учреждения.
VIII.
Методическое обеспечение образовательного процесса
- Средства обучения
- Материально-технические условия реализации учебного предмета
- Информационное обеспечение программы
2
и
просветительной
деятельности
I.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы «Живопись»
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного
искусства «Живопись» (далее – программа «Живопись») разработана в соответствии с
федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
Программа «Живопись» учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлены на:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском
возрасте;
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно- нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства.
Цель и задачи программы «Живопись»
Цель программы «Живопись»:
обеспечение преемственности программы «Живопись» и основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального
образования в области изобразительного искусства для сохранения единства
образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Задачами программы «Живопись» являются:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально- нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в
дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих повышению личной
мотивации к освоению программы, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению
давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения
к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных
способов достижения результата.
Срок реализации программы «Живопись»
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ДХШ в первый
класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного
3
искусства, может быть увеличен на один год.
ДХШ имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки, а
также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных
требований.
Критерии отбора детей в ДХШ
При приеме на обучение по программе «Живопись» ДХШ проводит отбор детей с
целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих
заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественноисполнительской деятельности.
Федеральные государственные требования являются основой для оценки качества
образования. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной на
основании федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией
обучающихся, проводимой ДХШ.
Реализация программы «Живопись»
Программа «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного
процесса в ДХШ. Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовнонравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта
художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
изобразительного искусства.
Программа «Живопись» обеспечивает достижение обучающимися результатов
освоения программы «Живопись» в соответствии с федеральными государственными
требованиями.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности ДХШ создает комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих
вечеров, и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, мастер-классов и др.);
организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными
учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также
современного развития изобразительного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития
детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации.
Организация образовательного процесса
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года с первого по третий класс составляет 39 недель, с
четвертого по восьмой классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий
в первый год обучения составляет 32 учебных недели, со второго по восьмой классы - 3 3
недели. При реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения
продолжительность учебного года в девятом классе составляет 40 недель,
4
продолжительность учебных занятий - 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. При
реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет летние каникулы
устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по седьмой классы – 12 недель.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 9 лет в девятом классе
устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы
проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования.
ДХШ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной недели в
июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени,
отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек),
групповых занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, имеют
право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В
выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по
всем учебным предметам.
Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по
каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ДХШ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению ДХШ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 113 часов при реализации образовательной
программы со сроком обучения 8 лет и 131 часов с дополнительным годом обучения. Резерв
учебного времени устанавливается ДХШ из расчета одной недели в учебном году.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Живопись»
II.
Минимум содержания программы «Живопись» обеспечивает целостное
художественно- эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
знания терминологии изобразительного искусства;
умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих
задач;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
5
художественного замысла;
навыков анализа цветового строя произведений живописи;
навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фак туры с выявлением планов, на которых они расположены;
навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную
перспективу и естественную освещенность;
умения применять навыки, приобретенные на предметах "рисунок", "живопись",
"композиция";
в области истории искусств:
знания основных этапов развития изобразительного искусства;
умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения,
сверх обозначенных в ранее, предметных областях, является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области живописи:
знания классического художественного наследия, художественных школ;
умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;
навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее
восприятия и воплощения;
умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными
эскизами;
навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
знания основных произведений изобразительного искусства;
умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их
с определенной эпохой и стилем; навыков восприятия современного искусства.
6
Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программев области изобразительного искусства
«Живопись»
3752
1745
2007
392
196
196
294
98
294
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
Лепка
ПО.01.УП.04.
Рисунок
891
396
495
ПО.01.УП.05.
Живопись
957
396
561
ПО.01.УП.06.
Композиция станковая
924
561
363
ПО.01.
ПО.01.УП.01.
3)
Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33
33
10
11
12
13
14
15
16
17
9
10
Недельная нагрузка в часах
6
6
6
1,2…6
2
2
196
1,2…6
2
2
98
196
1,2…6
7,8…
-16
7,8…
-16
7,8…
-15
2
2
7
8-й класс
2523-2951
2523
7-й класс
1959-2387
1959
Структура и объем ОП
Обязательная часть
Художественное
творчество
Основы изобразительной
грамоты и рисование
Прикладное творчество
6-й класс
9
5-й класс
Экзамены
8
5
3-й класс
Зачеты, контрольные уроки
7
4
2-й класс
Индивидуальные занятия
6
3
448253381)
4482
Распределение по годам обучения
1-й класс
Мелкогрупповые занятия
2
Групповые занятия
1
Трудоемкость в часах
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Самост.
работа
Промежуточна
я аттестация
(по учебным
полугодиям)2)
Аудиторные
занятия
(в часах)
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максимальная
учебная
нагрузка
Срок обучения – 8 лет
4-й класс
III.
8
8
8
2
2
3
4
2
2
2
2
3
ПО.02.
История искусств
ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
История изобразительного
ПО.02.УП.02.
искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия 4)
ПО.03.УП.01.
Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.
Скульптура
В.02.
Графическая композиция
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
Основы изобразительной
К.04.01.
грамоты и рисование
К.04.02.
Прикладное творчество
К.04.03
Лепка
477
147
214
49
330
165
263
98
165
1,2…6
7,8…
-15
2270
4229
1959
140
528
1
1
1
1
7
7
11,5
140
1959
428
264
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
9
10
11
17
17
21
22
х
х
х
х
11,5
7,9…
-15
х
2410
3
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
0
0
428
264
0
7…
-16
х
5225
2387
2838
7
7
7
11
12
12
13
13
2838
13,5
13,5
13,5
21
21
21
25
26
44
113
-
2410
58
856
1
140
140
4369
2270
1
10
Годовая нагрузка в часах
113
9
3
3
3
6
6
2
2
2
2
2
2
К.04.04.
Рисунок
24
5
5
5
5
4
К.04.05.
Живопись
24
5
5
5
5
4
40
8
8
8
8
К.04.06.
К.04.07
Композиция
станковая
История
изобразительного
искусства
4
Количество годовой нагрузки в часах:
8
7
7
7
18
18
4
18
20
А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях
ПА.05.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
7
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2
ИА.05.02.01.
Композиция станковая
История изобразительного
ИА.05.02.02.
искусства
Резерв учебного времени7)
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1)
В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор ДХШ предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При форми ровании учебного
плана обязательная часть в части количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть разрабатывается ДХШ само стоятельно. Объем времени
вариативной части, предусматриваемый ДХШ на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные
занятия. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом методической целесообразности.
2)
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за
8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…-15» имеются в виду все нечетные полугодия, включая 15-й; «9-12» – и четные и нечетные полугодия с 9-го по 12-й).
Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ДХШ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании ДХШ.
3)
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенно е для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного
времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
4)
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 8 класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 4-8
классы – по 28 часов в год.
5)
В данном учебном плане ДХШ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации.
6)
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
7)
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конку рсам и другим мероприятиям по усмотрению ДХШ. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени устанавливается ДХШ из расчета одной недели в учебном году.
Примечание к учебному плану
1.
При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек; мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь пе риод обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального объема ак тивного времени суток и планируется следующим образом:
Прикладное творчество – по 1 часу в неделю;
Лепка – по 1 часу в неделю;
Основы изобразительной грамоты и рисование – по 1 часу в неделю;
Рисунок- 4-8 классы – по 2 часа;
Живопись - 4-6 классы – по 2 часа; 7-8 классы - по 3 часа;
Композиция станковая - 4-8 классы – по 2 часа;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
9
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на дополнительный год обучения (9 класс) по предпрофессиональной общеобразовательной
программев области изобразительного искусства
«Живопись»
Срок обучения – 1 год
Мелкогрупповые занятия
Индивидуальные занятия
Зачеты, контрольные уроки
Экзамены
7
8
9
3
4
5
544,5
231
313,5
Недельная нагрузка в часах
462
198
264
8
9-й класс
Групповые занятия
6
Распределение по годам обучения
Трудоемкость в часах
1
Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов
Самост.
работа
Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)
Аудиторные
занятия
(в часах)
Трудоемкость в часах
Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов
Максимальная
учебная
нагрузка
Количество недель аудиторных занятий
33
ПО.01.УП.02.
2
Структура и объем ОП
Обязательная часть
Художественное
творчество
Основы изобразительной
грамоты и рисование
Прикладное творчество
ПО.01.УП.03.
Лепка
ПО.01.УП.04.
Рисунок
165
66
99
17,18
3
ПО.01.УП.05.
Живопись
165
66
99
17,18
3
ПО.01.УП.06.
Композиция станковая
132
66
66
17
2
82,5
33
49,5
ПО.02.УП.01.
История искусств
Беседы об искусстве
ПО.02.УП.02.
История изобразительного
82,5
ПО.01.
ПО.01.УП.01.
ПО.02.
10
-
3)
1
-
33
49,5
10
17
1,5
искусства
Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
ПО.03.
Пленэрные занятия 4)
ПО.03.УП.01.
Пленэр
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
Основы изобразительной
К.04.01.
грамоты и рисование
К.04.02.
Прикладное творчество
К.04.03
Лепка
544,5
231
313,5
9,5
16,5
28
28
28
18
28
-
7,9…-15
х
6
0
44
10
18
Годовая нагрузка в часах
-
К.04.04.
Рисунок
3
3
К.04.05.
Живопись
3
3
К.04.06.
Композиция станковая
8
8
К.04.07
История изобразительного
искусства
4
4
А.05.00.
ПА.05.01.
ИА.05.02.
ИА.05.02.01.
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация
Композиция станковая
История изобразительного
ИА.05.02.02.
искусства
Резерв учебного времени7)
Количество годовой нагрузки в часах:
Годовой объем в неделях
18
7
1
2
2
1
1
1
1
8
1
Примечание к учебному плану
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь пе риод обучения определяется с учетом минимальных за- трат на
подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется в 9 классе следующим об - разом:
Рисунок - по 3 часа в неделю;
Живопись - по 3 часа в неделю;
Композиция станковая - по 4 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1 часу в неделю.
11
График образовательного процесса
IV.
График образовательного процесса по программе «Живопись» (Нормативный срок обучения – 8 лет)
Календарный учебный график
по ДПП "Декоративно-прикладное творчество", срок обучения 8 лет
7
8
9
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Обозначения:
1
16
12
39
52
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= = = = = = = = =
33
1
1
1
16
12
39
52
= = = = = = = = =
33
1
1
1
16
12
39
52
= = = = = = = = =
33
1
1
1
16
12
39
52
= = = = = = = = =
33
1
1
1
5
Х
39
41
1-33 - аудиторные занятия
=
- каникулы
Р
- резерв учебного времени
ПА
12
- промежуточная аттестация
П
- пленэр
Всего
6
1
всего недель
5
Пленэр
4
Резерв учебного
времени
3
1
15-21
2
33
22-31
1
52
= = = = = = = = =
1-7
5
40
8-14
9
13
25-31
8
17
4-10
7
1
11-17
18-24
6
0
27.6-3.7
5
1
6-12
4
33
13-19
20-26
3
52
= = = = = = = = =
23-29
2
52
40
30.5-5.6
1
40
13
2-8
4
13
17
9-15
16-22
9
18
1
25.4-1.5
8
1
0
11-17
7
0
18-24
6
Каникул ы
1
28.3-3.4
4-10
5
Август
1
7-13
4
Июль
33
14-20
21-27
3
Июнь
32
28.02-6.3
2
Май
= = = = = = = = =
7-13
1
Апрель
= = = = = = = = =
14-20
21-27
3
Март
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 = 23 24 25 = 26 27 28 29 30 31 32 Р ПА = = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА = = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА = = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
31.1-6.2
9
17-23
9
8
Февраль
24-30
8
7
3-9
10-16
7
6
20-26
6
5
Январь
27.12-2.01
5
4
6-12
4
3
13-19
18-24
25-31
3
2
29.11-5.12
4-10
11-17
2
1
15-21
27.9-3.10
1
2
Декабрь
22-28
13-19
20-26
1
Даты
Год обучения
1-7
1-5
6-12
Ноябрь
в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного
О ктябрь
8-14
Сентябрь
Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
2. Сводные данные по бюджету
времени (в неделях)
1. График образовательного процесса
График образовательного процесса с дополнительным годом обучения по программе «Живопись» (Срок обучения - 9 лет)
Календарный учебный график
по ДПП "Декоративно-прикладное творчество", срок обучения 9 лет
Ноябрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Каникул ы
1
16
12
39
52
9
= = = = = = = = =
33
1
1
1
16
12
39
52
9
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = = = = = = = = = = =
33
1
1
1
5
Х
39
41
7
8
9
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
1-33 - аудиторные занятия
=
- каникулы
Р
- резерв учебного времени
ПА
13
- промежуточная аттестация
П
- пленэр
Всего
1
6
всего недель
Пленэр
1
5
15-21
33
4
22-31
52
= = = = = = = = =
3
1-7
39
2
8-14
12
1
25-31
16
5
4-10
1
9
11-17
18-24
1
8
27.6-3.7
1
7
6-12
33
6
13-19
20-26
52
= = = = = = = = =
5
23-29
39
4
30.5-5.6
12
3
2-8
16
2
9-15
16-22
1
1
25.4-1.5
1
4
11-17
1
9
18-24
33
8
28.3-3.4
4-10
= = = = = = = = =
7
7-13
52
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
6
14-20
21-27
39
5
28.02-6.3
12
4
7-13
16
3
14-20
21-27
1
2
31.1-6.2
1
1
17-23
1
3
24-30
33
9
3-9
10-16
52
= = = = = = = = =
9
8
20-26
40
8
7
27.12-2.01
13
7
6
6-12
17
6
5
13-19
1
5
4
29.11-5.12
0
4
3
15-21
1
3
2
22-28
33
2
1
1-7
52
= = = = = = = = =
18-24
52
40
25-31
40
13
4-10
13
17
11-17
18
1
27.9-3.10
1
0
13-19
0
1
20-26
1
33
1-5
32
= = = = = = = = =
6-12
Резерв учебного
времени
Август
= = = = = = = = =
1
2
Обозначения:
Январь
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 = 23 24 25 = 26 27 28 29 30 31 32 Р ПА = = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА = = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА = = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
1
Даты
Год обучения
Декабрь
в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного
О ктябрь
8-14
Сентябрь
Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
2. Сводные данные по бюджету
времени (в неделях)
1. График образовательного процесса
Календарный учебный график определяет организацию образовательного процесса и
отражает: срок реализации программы «Живопись», бюджет времени образовательного
процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, сводные данные по
бюджету времени. Календарный учебный график утверждается ДХШ ежегодно.
ДХШ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром проводятся в течение одной недели в июне
месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый
на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
V.
Программы учебных предметов (прилагаются)
Программы учебных предметов предметной области «Художественное творчество»
Основы изобразительной грамоты и рисования
Прикладное творчество
Лепка
Рисунок.
Живопись
Композиция станковая
Программы учебных предметов предметной области «История искусств»
Беседы об искусстве
История изобразительных искусств
Программы учебных предметов предметной области «Пленэрные занятия»
Пленэр
Программы учебных предметов предметной области «Вариативная часть»
Скульптура
Графическая композиция
14
VI. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися
дополнительной предпрофессиональной
программы «Живопись»
Оценка качества образования по программе «Живопись» включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Освоение обучающимися
ДПП «Живопись» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по программе
«Живопись» используются контрольные работы, письменные и устные опросы, просмотр
работ, зачеты и др.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся по программе «Живопись». Промежуточная аттестация оценивает результаты
учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий в соответствии с графиком
образовательного процесса, обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью
обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе
обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- контрольных уроков,
- зачетов;
- экзаменов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По
завершении изучения учебных предметов программы «Живопись» по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая по окончанию освоения обучающимся
учебных предметов программы «Живопись» заносится в свидетельство об окончании ДХШ.
Порядок выставления оценок:
- Текущая отметка выставляется в классный журнал.
- По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые отметки.
- Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам.
- Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений обучающихся в
образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и программой.
- Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Фонды оценочных средств ДПП «Живопись», разработанные преподавателями ДХШ
для проведения промежуточной аттестации обеспечивают оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области изобразительного искусства.
Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями ФГТ,
соответствуют целям и задачам ПП «Живопись» и её учебному плану.
Фонды оценочных средств итоговой аттестации обеспечивают оценку качества
15
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного
искусства.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение технических элементов задания. В том случае, если задание
исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено
индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения
художественного замысла.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В том случае, когда
учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность
своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования
выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и
индивидуальное
отношение,
учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и
плохое владение материалом.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются Школой
на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного
искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные
возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.
16
VII. Программа творческой, методической и просветительной деятельности
образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности ДХШ создает комфортную развивающую образовательную среду,
обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, семинаров и др.)
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
- организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и
искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построения содержания ДПП «Живопись» с учетом индивидуального развития детей,
а также тех или иных особенностей Свердловской области.
Программа творческой, методической и просветительской деятельности включается
ежегодно в единые планы работы ДХШ на учебный год. Она включает в себя мероприятия,
имеющие периодический системный характер, такие как внутришкольные, городские и
областные олимпиады и конкурсы, выставки, семинары, тематические вечера и другое.
VIII. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными
пособиями, мебелью, натурным фондом;
наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд
работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натурный фонд;
электронные
образовательные
ресурсы:
мультимедийные
учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
Материально-технические условия реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам
аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается
печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами. Учебные аудитории должны быть оснащены натурными
столами, мольбертами, компьютером, доской, предметами натурного фонда.
2.
17
3.
Информационное обеспечение программы
Учебная литература:
1. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск: Высш. шк., 1984.
2. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. — Минск: Беларусь, 2002.
3. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М.: издатель Аронов, 2001.
4. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
5. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2005.
6. Драгунский, В. Цветовой личностный тест / В. Драгунский. — Минск: Харвест, 1999.
7. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. — СПб.: Азбука-классика, 2006.
8. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский. — М., 1911.
9. Раппопорт, С. От художника к зрителю. Проблемы художественого творчества / С.
Раппопорт. — М.: Советский художник, 1978.
10.Мастера искусства об искусстве. — М.: Искусство, 1966.
11. Кузин, В. Психология / В. Кузин. — М.: Агар, 1997.
12. Фетисов, И. Западноевропейская живопись 20 века / И. Фетисов. — М.:
Изобразительное искусство, 1998.
13. Кантор, А. Изобразительное искусство 20 века / А. Кантор. — М.: Искусство, 1973.
14. Альфонсов, В. Слова и краски / В. Альфонсов. — СПб.: САГА, Азбука-классика, Наука,
2006.
15. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков. — М.:
Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001.
16.Психология художественного творчества. — Минск: Харвест, 1999.
17. Беда, Г. Живопись / Г. Беда. — М.: Искусство, 1971.
Методическая литература
1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974
2. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986
3. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002
4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
6. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО ―СФЕРА‖; ―Сварог‖, 1996
7. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. –
Ростов н/д: Феникс, 2007
8. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
1. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004.
– С. 96
2. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/
Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96
3. Гуашь: шаг за шагом: пер. с англ. – М.: Астрель, 2005. - С. 126
Интернет-ресурсы:
1. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
2. http://www.museum-online.ru/ – виртуальный музей искусств, художники,
биографии художников, история живописи.
3. http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html - русская живопись 19 века.
Русские художники в русском изобразительном искусстве.
4. http://www.museumpushkin.ru/ – Музей Пушкина.
5. http://www.tretyakovgallery.ru/ – Третьяковская галерея.
6. www.hermitagemuseum.org/html_Ru - Эрмитаж.
7. http://rusmuseum.ru/ - Русский музей.
8. http://www.bibliotekar.ru/ – «Энциклопедия для детей» Аванта
9. http://www.artsait.ru/ - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о
русских худож- никах начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии
18
художников и их наиболее значимые работы.
10. http://www.wm-painting.ru/ – портал о живописи, картинах, стилях в дизайне
интерьера и архитекту- ре, о странах мира их культурных современных и
исторических традициях и художниках, сумевших запе- чатлеть всѐ это в своих
произведениях.
11. http://www.artap.ru/galery.htm -женские портреты великих мастеров. Галерея женских
портретов.
12. http://www.art-paysage.ru/ - о жизни и творчестве крупнейших мастеров пейзажа.
13. http://www.artlib.ru/ - библиотека изобразительных искусств.
14. http://www.bibigon.ru/ Из программы ты узнаешь, что такое мастихин и сангина, чем
отличается граффити от аэрографии и как рисовать углем и пастелью. Тебя научат
писать портреты, лепить скульптуры и мастерить оригинальные подарки своим
друзьям.
15. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).
16. Галерея
русских
художников
20
века
(http://www.artline.ru/)
19