ДПП ДИЗАЙН 5 лет

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи образовательной программы.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
программы в области изобразительного искусства «Дизайн».
4. Учебный план.
5. График образовательного процесса.
6. Программы учебных предметов.
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы обучающимися.
8. Программа

творческой,

методической

и

культурно-просветительской

образовательного учреждения.

2

деятельности

1.

Пояснительная записка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства (далее – ДПП) «Дизайн» муниципального
бюджетного образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей
«Детская художественная школа» является системой учебно-методических документов,
сформированной на основе Федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Дизайн», утвержденных приказами Министерства культуры
Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 156, от 26 марта 2013 года № 279.
ДПП определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации
образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя:
учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебно-методические
материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся.
ДПП «Дизайн» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском
возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, а
также работ в области дизайн-проектирования;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
Программа разработана с учётом:
 обеспечения преемственности программы «Дизайн» и основных профессиональных
образовательных
программ
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального образования в области изобразительного искусства;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства.
Срок освоения ДПП «Дизайн» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте двенадцати лет, составляет 5 лет.
Школа реализует ДПП «Дизайн» в сокращенные сроки, а также по
индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
ДПП «Дизайн» обеспечивается учебно-методической документацией по всем
учебным предметам.
Материально-технические условия реализации ДПП «Дизайн» обеспечивают
возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.
Материально-техническая
база
Школы
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
3

Для реализации ДПП «Дизайн» минимально необходимый перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя:
 выставочное пространство;
 библиотеку;
 компьютерный класс;
 помещения для работы со специализированными материалами;
 учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
Школа имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Материально-техническая база Школы соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Материально-технические условия реализации программы «Дизайн» обеспечивают
возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Школа имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
При реализации учебных предметов «Компьютерная графика», «Основы дизайнпроектирования» учебная аудитория оборудуется персональными ноутбуками и
соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы
об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащены видеооборудованием,
учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами).
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем
учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными
хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям ДПП «Дизайн».
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых сто
обучающихся.
Реализация ДПП «Дизайн» обеспечивается педагогическими работниками,
имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ДПП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников
обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72х часов, не реже чем один раз в три года в образовательных учреждениях, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники
Школы осуществляют творческую и методическую работу.
2. Цели и задачи программы
Основными целями предпрофессиональной программы в области изобразительного
искусства «Дизайн» являются:
 выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и в области
дизайн-проектирования;
4
























создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений, навыков в области художественного
творчества;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской
Федерации;
подготовка одаренных детей к поступлению в высшие и средние профессиональные
образовательные учреждения художественного профиля. Реализация программы
направлена на решение следующих задач:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих
в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства и дизайн-проектирования;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации;
умению планировать свою домашнюю работу,
приобретению навыков творческой деятельности,
умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе,
уважительному отношению к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,
пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися
ДПП «Дизайн»

При приеме на обучение по ДПП «Дизайн» Школа проводит отбор детей с целью
выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих
заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественноисполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить
самостоятельно выполненную художественную работу.
5

Минимум содержания ДПП «Дизайн» должен обеспечивать целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
ДПП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения ДПП «Дизайн» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
 знания терминологии изобразительного искусства;
 знания основных методов дизайн-проектирования;
 знания основных изобразительных и технических средств и материалов проектной
графики, приемов и методов макетирования;
 умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего
мира;
 умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;
 умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
 умения применять средства компьютерной графики в процессе дизайнерского
проектирования;
 навыков анализа цветового строя произведений живописи;
 навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
 навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их
материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
 навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
 знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;
 знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
 умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную
перспективу и естественную освещенность;
 умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись»;
 в области истории искусств:
 знания основных этапов развития изобразительного искусства;
 умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
 первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Результаты освоения дополнительной предпрофессиональной программы
«Дизайн» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Рисунок:
 знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
 знание законов перспективы;
 умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
 умение моделировать форму сложных предметов тоном;
6

































умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знание разнообразных техник живописи;
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей
создания цветового строя;
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы.
Основы дизайн-проектирования:
знание профессиональной терминологии;
знание
основных
элементов
композиции,
закономерностей
построения
художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов
его применения для воплощения творческого замысла;
знание основных элементов различных художественных стилей;
знание современных принципов, методов и приемов работы над дизайн-проектом в
том числе особенностей аппаратных и программных средств, применяемых в дизайне;
умение использовать основные техники и материалы;
овладение языком графического дизайна, его особенностями и условностями;
навыки в работе с графическими приемами в композиции.
Компьютерная графика
знание основных возможностей различных графических программ, особенностей их
применения в графическом дизайне;
знание основных изобразительных техник и инструментов;
умение выполнять графическую часть проекта, макет, оригиналы художественнографических элементов проекта;
Беседы об искусстве:
сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение
интереса
к
искусству
и
деятельности
в сфере искусства;
знание особенностей языка различных видов искусства;
первичные навыки анализа произведения искусства;
навыки восприятия художественного образа.
7























История изобразительного искусства:
знание основных этапов развития изобразительного искусства;
первичные
знания
о
роли
и
значении
изобразительного
искусства
в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание основных понятий изобразительного искусства;
знание основных художественных школ в западно-европейском и русском
изобразительном искусстве;
сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на
формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса
к
изобразительному
искусству
и
деятельности
в сфере изобразительного искусства;
умение выделять основные черты художественного стиля;
умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
умение
в
устной
и
письменной
форме
излагать
свои
мысли
о творчестве художников;
навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать
к
нему
свое
отношение,
проводить
ассоциативные
связи
с другими видами искусств;
навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее
восприятия и воплощения;
знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов
линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись,
композиция;
умение
сочетать
различные
виды
этюдов,
набросков
в
работе
над композиционными эскизами;
навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
4. Учебный план

Учебные планы ДПП «Дизайн» разработаны Школой в соответствии ФГТ и с
учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры
Российской Федерации.
Учебные планы отражают структуру ДПП «Дизайн», определяют содержание и
организацию образовательного процесса в Школе с учетом:
 обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего образования в области искусств;
8



сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства;
 индивидуального творческого развития детей;
 социально-культурных особенностей Свердловской области.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по
реализуемой ДПП «Дизайн» и сроков обучения по этой программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных
предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации,
объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и
аудиторную нагрузку обучающихся).
Срок освоения программы «Дизайн» для детей, поступивших в образовательное
учреждение в первый класс в возрасте 10-12 (десяти - двенадцати лет), составляет пять
лет.
Учебный план ДПП «Дизайн» предусматривает следующие предметные области:
художественное творчество:
 пленэрные занятия;
 история искусств
и разделы:
 вариативная часть;
 консультации;
 аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят
из учебных предметов.
При реализации программы «Дизайн» со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 1613,5 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Художественное творчество: УП.01. Рисунок – 396 часов, УП.02.Живопись –
396 часов, УП.03.Основы дизайн-проектирования – 297 часов, УП.04.Компьютерная
графика – 165 часов;
ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа, УП.02.История
изобразительного искусства – 198 часов;
ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов.
Вариативная часть дает возможность расширения и углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися
дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части
определяются Школой самостоятельно. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый Школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя,
может составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной
части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При реализации ДПП «Дизайн» со сроком обучения 5 лет вариативная часть
включает следующие предметы:
Учебный предмет
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
обучения обучения обучения обучения
обучения
В.01. Основы дизайн33
33
9

проектирования
В.02. Компьютерная
графика

33

33

33

В.03.

66

66

66

В.04.

Графическая
композиция
Станковая
композиция

33

33

33

33

33

При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26
часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
должна
превышать
14
часов
в
неделю
(без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени
на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и
культурно-просветительских мероприятиях Школы.
Реализация ДПП «Дизайн» обеспечивается консультациями для обучающихся,
которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам,
экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, что утверждается
приказом директора по согласованию с коллегиальным органом Школой (методсовет,
педсовет).
Консультации проводятся в счет резерва учебного времени в следующем объеме:
96 часов при реализации ДПП «Дизайн» со сроком обучения 5 лет. Резерв учебного
времени устанавливается Школой из расчета одной недели в учебном году.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в
форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий
(численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют
право на освоение ДПП «Дизайн» по индивидуальному учебному плану. В выпускные
классы поступление обучающихся не предусмотрено.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение
человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой,
составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом
на аудиторные занятия.
Внеаудиторная
(самостоятельная)
работа
обучающихся
сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение
по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
10

обеспечивается учебниками, учебно-методическими и художественными изданиями,
конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными
требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Дизайн» обеспечивается доступом каждого обучающегося
к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному
перечню предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся
могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Школа создает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в
области изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации
программы «Дизайн», использования передовых педагогических технологий.

11

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Дизайн»
Нормативный срок обучения – 5 лет

1

2

Структура и объем ОП
ПО.01.

Обязательная часть
Художественное творчество

Экзамены

3

4

311236401)
3412
2838

1402,5
-1666,5
1633,5
1419

5-й класс

4-й
класс

2-й
класс

3-й класс

Распределение по годам обучения

1-й класс

Зачеты, контрольные уроки

Индивидуальные занятия

Мелкогрупповые занятия

Самостоятельная
работа

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

Трудоемкость
в часах

Наименование частей, предметных
областей, учебных предметов и
разделов

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максима
льная
учебная
нагрузка

Групповые занятия

Аудиторные занятия
(в часах)

Количество недель аудиторных занятий

5

6

7

8

9

33

33

33

33

33

10

11

12

13

14

1709,5-1973,5
1868,5
1419

ПО.01.УП.01.

Рисунок

792

396

396

ПО.01.УП.02.

Живопись

792

396

396

ПО.01.УП.03.

Основы дизайнпроектирования

528

231

297

Недельная нагрузка в часах
2, 4,6,
10
1,3…9
, 10
1,3…9

8
2…
-8
2…
-8,
10



2

2

3

3

2



2

3

3





2

2

2

ПО.01.УП.04.

ПО.02.
ПО.02.УП.01.
ПО.02.УП.02.

Компьютерная графика
История искусств
Беседы об искусстве

330
462
66

165
214,5
16,5

165
247,5
49,5

История изобразительного
искусства

396

198

198

Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Пленэрные занятия4)
ПО.03.
ПО.03.УП.01
Пленэр
Аудиторная нагрузка по трем предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трем
предметным областям:
Количество контрольных уроков, зачетов,
экзаменов по трем предметным областям:
В.00.
Вариативная часть
Основы дизайнВ.01.
проектирования
Компьютерная графика
В.02.
В.03.
Графическая композиция
В. 04.
Композиция станковая
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:6)
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.04.00.
Консультации7)
Рисунок
К.04.01.
К.04.02.
Живопись

3300

1633,5

112
112

3412

1633,5

2,4…1
0

1

2

1,5

4,6,8

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5



8,5

8,5

10,5

10,5

1666,5



18

20

22

23

112
112


х

х

х

х





3

3

1

1

4,6,8,9



1778,5

1056

528

528

132

66

66

330

165

165

396
198

198
99

198
99
2306,5

2161,5

1

1666,5

22

4468

10

1

9




8,10
2,4,6,8
,10
4,6,8
6,8,10
31

9

1

1

1

1

1

2

2

2
1

1

1

12,5

13,5

13,5

10,5

11,5

2306,5

96

96
20
20

13

4
4

Годовая нагрузка в часах
4
4
4
4
4
4

4
4

К.04.03.
К.04.04.
К.04.05.
К.04.06.

Основы
дизайнпроектирования
Компьютерная графика
Беседы об искусстве
История
изобразительного
искусства

36

6

6



8

8

10
2

2
2

2




2

2

2



2

2

18



20

20

1

1

1

-

8
Всего количество годовой нагрузки в часах:

А.05.00.

Аттестация

Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.05.02.
Итоговая аттестация
Основы дизайнИА.05.02.01.
проектирования
История изобразительного
ИА.05.02.02.
искусства
Резерв учебного времени
ПА.05.01.

1)

2)

3)

4)

18

Годовой объем в неделях
4

1

2

2

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

В общей трудоемкости образовательной программы (далее – ОП) на выбор образовательного учреждения (далее – ОУ) предлагается минимальное
и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в части
количества часов, сроков реализации учебных предметов и количество часов консультаций остаются неизменными, вариативная часть
разрабатывается ОУ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия преподавателя с обучающимся, может
составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
В колонках 8 и 9 цифрой указываются полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера
полугодий обозначают полный цикл обучения – 10 полугодий за 5 лет. При выставлении между цифрами «-» необходимо считать и четные и
нечетные полугодия (например «6-10» –с 6-го по 10-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков
(колонка 8) по полугодиям, а также время их проведения в течение полугодия ОУ устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного
урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ. По усмотрению ОУ оценки по предметам могут
выставляться и по окончании четверти.
Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для
работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5 класса).
Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.

14

5)

6)
7)

В данном учебном плане ОУ предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. Перечень ОП
«Вариативной части» формируется ОУ ежегодно на учебный год. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет вариативной части
должен заканчиваться установленной ОУ той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачетом или экзаменом). Знаком «х» обозначена
возможность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий.
Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки – 14 часов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного
времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного
времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать как перед промежуточной экзаменационной аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия — от 11 человек;
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом:
Рисунок- 1-3 классы – по 2 часа; 4-5 классы - по 3 часа в неделю;
Живопись - 1-3 классы – по 2 часа; 4-5 классы - по 3 часа в неделю;
Основы дизайн-проектирования - 1-3 классы – по 1 часу; 4-5 классы - по 2 часа в неделю;
Компьютерная графика – 1-5 классы – по 1 часу в неделю;
Беседы об искусстве – по 0,5 часа в неделю;
История изобразительного искусства – по 1,5 часа в неделю.
3. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года, в том числе – 1 неделю в июне месяце (кроме 5
класса). Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.

15

5. График образовательного процесса

Календарный учебный график
по ДПП "Дизайн", срок обучения 5 лет

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Каникул ы

1

0

1

1

16

12

40

52

= = = = = = = = =

33

1

0

1

1

16

12

40

52

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ИАИА = = = = = = = = = = = =

33

1

2

1

1

4

Х

40

40

6

7

8

9

1-33 - аудиторные занятия

=

- каникулы

Р

- резерв учебного времени

ПА

16

6-12

5

- промежуточная аттестация

13-19
20-26

4

23-29

3

30.5-5.6

2

2-8

1

9-15
16-22

5

25.4-1.5

9

11-17

8

18-24

7

28.3-3.4
4-10

6

7-13

5

14-20
21-27

4

28.02-6.3

3

7-13

2

14-20
21-27

1

31.1-6.2

4

17-23

9

24-30

8

3-9
10-16

7

20-26

6

6-12

5

13-19

18-24

25-31

4

15-21

4-10

11-17

3

22-28

27.9-3.10

2

1-7

13-19

20-26

1

8-14

1-5

6-12

3

= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =
= 10 11 12 13 14 15 16 = = 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 = 27 28 29 30 31 32 33 Р ПА П = = =

П

- пленэр

Всего

33

9

всего недель

Пленэр

Резерв учебного
времени

52

= = = = = = = = =

9

8

15-21

52

40

8

7

22-31

40

12

7

6

1-7

12

16

6

5

8-14

16

1

5

4

25-31

1

1

4

3

4-10

1

0

3

2

11-17
18-24

0

1

2

1

27.6-3.7

1

33

27.12-2.01

33

= = = = = = = = =

1

2

Обозначения:

Август

= = = = = = = = =

1

Даты
Год обучения

Июль

в том числе
летние
Продолжительно
сть учебного

О ктябрь

29.11-5.12

Сентябрь

Аудиторные
занятия
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

2. Сводные данные по бюджету времени (в
неделях)

1. График образовательного процесса

График образовательного процесса определяет его организацию и отражает: срок
реализации программы «Дизайн», бюджет времени образовательного процесса (в
неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, сводные данные по
бюджету времени. График образовательного процесса утверждается Школой ежегодно.
При реализации ДПП «Дизайн» со сроком обучения 5 лет продолжительность
учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет
40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33
недели. В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при
реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Школа обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром проводятся в течение одной недели в июне
месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени,
отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
6. Программы учебных предметов
(Прилагаются)
7. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов
освоения образовательной
программы обучающимися
Оценка качества образования по программе «Дизайн» включает в себя текущий
контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Освоение
обучающимися ДПП «Дизайн» завершается итоговой аттестацией обучающихся,
проводимой Школой.
В качестве средств текущего контроля успеваемости обучающихся по программе
«Дизайн» используются контрольные работы, письменные и устные опросы, просмотр
работ, зачеты и др.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся по программе «Дизайн». Промежуточная аттестация оценивает результаты
учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий в соответствии с графиком
образовательного
процесса,
обеспечивает
оперативное
управление
учебной
деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
 качества реализации образовательного процесса;
 качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
 уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе
обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме:
 контрольных уроков,
 зачетов;
 экзаменов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов программы «Дизайн» по
итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая по
окончанию освоения обучающимся учебных предметов программы «Дизайн» заносится в
свидетельство об окончании Школы.
Порядок выставления оценок:
 Текущая отметка выставляется в классный журнал.
 По итогам промежуточной аттестации выставляются полугодовые и годовые отметки.
 Полугодовые и годовые отметки заносятся в сводные ведомости по классам.
 Контрольные мероприятия по оценке знаний и умений обучающихся в
образовательном учреждении проводятся в соответствии с учебным планом и
программой.
 Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том
числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Фонды оценочных средств ДПП «Дизайн», разработанные преподавателями
Школы для проведения промежуточной аттестации обеспечивают оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности
выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области
изобразительного искусства.
Фонды оценочных средств являются полными и адекватными отображениями
ФГТ, соответствуют целям и задачам ДПП «Дизайн» и её учебному плану.
Фонды оценочных средств итоговой аттестации обеспечивают оценку качества
приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников
к возможному продолжению профессионального образования в области изобразительного
искусства.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение технических элементов задания. В том
случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по
форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее
убедительного воплощения художественного замысла.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В
том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала,
проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и
стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие
целостность выполненного задания.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании
достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение
элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо
проявляется
осмысленное
и
индивидуальное
отношение,
учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами.
18

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки
и плохое владение материалом.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
Школой на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1)
Основы дизайн-проектирования;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно.
Школа разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания,
умения
и
навыки
в
соответствии
с программными требованиями, в том числе:
 знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного
искусства;
 знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
 умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
 овладение языком графического дизайна, его особенностями и условностями;
 навыки последовательного осуществления проектных работ;
 наличие кругозора в области изобразительного искусства.
8. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности
образовательного учреждения
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности Школа создает комфортную
развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
 выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, семинаров и др.)
 организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров и др.);
 организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с
другими детскими школами искусств учреждениями среднего профессионального и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
19

профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
 использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных
на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а
также современного развития изобразительного искусства и образования;
 эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических
работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
 построения содержания ДПП «Дизайн» с учетом индивидуального развития детей, а
также тех или иных особенностей Свердловской области.
Программа
творческой,
методической
и
культурно-просветительской
деятельности включается ежегодно в единые планы работы Школы на учебный год. Она
включает в себя мероприятия, имеющие периодический системный характер, такие как
внутришкольные, городские и областные олимпиады и конкурсы, выставки, семинары,
тематические вечера и другое.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».